Лобби граненого стакана
Connect with us

Общество

Лобби граненого стакана

Россия подверглась скрытому наступлению алкогольной мафии, которая, прикрываясь антиалкогольными лозунгами, повышает уровень сбыта вин и некрепких алкогольных напитков. Об этом предупреждает председатель Союза борьбы за народную трезвость Владимир Жданов, по словам которого многолетняя антиалкогольная кампания, развернутая Росалкогольрегулированием, является не борьбой за трезвость, а борьбой с пьянством, что далеко не одно и то же. «Лейтмотив кампании заключается в том, чтобы женщины и дети пили не водку, а вино», — пояснил Жданов.

Действительно, концепция масштабной антиалкогольной кампании, рассчитанной на несколько лет, которую Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка разработала в 2015 году, предполагает не отказ населения от потребления алкоголя, а «снижение потребления алкоголя гражданами Российской Федерации за счет борьбы со злоупотреблением алкоголем и повышением культуры потребления алкогольной продукции». То есть в итоге целью подобной кампании является не полный отказ от алкоголя, а смена нормы потребления спиртных напитков.

Сохранение определенного уровня потребления алкоголя, принятого за «норму», существует в ряде зарубежных стран, поясняют эксперты. В частности, критерием эффективности лечения алкоголизма в Америке является процент больных без тяжелого пьянства в течение последних четырех месяцев при шестимесячном исследовании. То есть медиками ставится задача не полного воздержания пациента, а уменьшение дней тяжелого пьянства (больше четырех стандартных литров в день для мужчин и больше трех для женщин). В Европе используются два показателя: как полное воздержание от алкоголя, так и отсутствие тяжелого пьянства. В качестве первичного фактора отсутствия алкогольной зависимости рассматривается снижение потребления алкоголя как более реальный и более выполнимый критерий, а вовсе не полная трезвость, к которой, по мнению европейских врачей, большинство больных не готовы.

Такая концепция уже высказывалась и некоторыми российскими врачами-наркологами. В частности, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета Владимир Менделевич в свое время отметил необходимость менять взгляды на формирование целей лечения от алкоголизма. «Более важной общемедицинской и даже общегосударственной задачей, – сказал он, – была бы ориентация снижения медицинских последствий от злоупотребления алкоголем». То есть, по мнению ряда наркологов, существует «допустимая» мера потребления алкоголя, которая определяется отсутствием соматических последствий для пьющего человека». Кроме того, продолжил Менделевич, далеко не все согласны на полный отказ от алкоголя. Согласно статистике, только 11% пациентов выразили готовность полностью прекратить потребление спиртных напитков. «Нацеленность нарколога исключительно на достижение их подопечными «полной трезвости» может являться серьезным барьером в отношении тех, кто не может или не хочет полностью отказаться от употребления алкоголя», – заявил он.

Двухлетняя кампания Росалкогольрегулирования также поддержала идею «разумного пьянства», обозначив своими целями «снижение потребления алкоголя гражданами Российской Федерации за счет борьбы со злоупотреблением алкоголем и повышения культуры потребления алкогольной продукции» и не приводя ни единой конкретной цифры возможного снижая этого уровня. Однако стоимость такой кампании была оценена весьма конкретно: по сообщению ИА «Известия» она составила 2,3 млрд рублей.

Напомним, в ходе кампании должны были использоваться самые разные методы воздействия на аудиторию (презентация концепции находится в редакции): работа в социальных сетях, вирусные истории, вирусные ролики, видеоблогинг, специализированный образовательный видеоканал, ролики перед показом фильмов в кинотеатрах. Однако ни слова об ограничении продажи алкогольной продукции, повышении акцизов, возрастных допусках и государственном контроле над производством самого алкоголя в концепции почему-то не было.

Основной целевой аудитории проекта была выбрана молодежь, водители транспортных средств, родители, женщины детородного возраста и, разумеется, люди, имеющие проблемы с алкоголем. В этом ряду, учитывая, что отказ от алкоголя целью кампании не является, водители, употребление алкоголя для которых категорически запрещено, выглядели в качестве целевой аудитории по меньшей мере странно.

Слоганами кампании были выбраны лозунги «Знай свою меру!» и «Пей разумно!» (ни слова об полном отказе от алкоголя). В качестве средств, побуждающих к «культурному потреблению спиртных напитков» предлагались «страшилки», то есть различные неприятные изображения, которые, по мнению авторов концепции, «оставляют глубокое впечатление и заставляют людей задуматься». Кроме того, предлагалось популяризировать альтернативные способы «получения удовольствия не химическим путем» – для воздействия на молодежь, стимулировать социальную ответственность общества посредством воздействия на человеческие качества (добродетели) –  для семенной целевой аудитории, информировать о заболеваниях, вызываемых чрезмерным употреблением алкоголя, об утрате детородной функции и др. – для молодых матерей и людей с алкогольными проблемами

В качестве формы подачи такой информации предполагалась наружная реклама, ТВ, печатная продукция, а также нестандартные способы – антиалкогольные флешмобы, акции, стрит-арт в общественных местах.

Для медицинских, образовательных учреждений и ресторанов предлагалась инфографика, которая, по сути, мало чем отличается от развешенных в поликлиниках плакатах «Алкоголь – яд», эффект от которых к сожалению так и остается невысоким.

Разработать и провести антиалкогольную кампанию ведомству поручило правительство РФ. Действительно, потребление алкоголя в России достигло такого уровня, что, согласно статистике, приведенной сенатором Людмилой  Козловой 2 года назад, алкоголизмом в России больны 2 млн 700 тыс. человек. Впрочем, по оценкам специалистов-наркологов, количество больных превышает 5 млн. Стратегия, разработанная Росалкогольрегулированием, дала определенный результат, однако, выражается он не в у уменьшении количества пьющих людей, а в уменьшении доз абсолютного алкоголя на душу населения. Согласно отчету Минздрава России за прошлый год: «показатель потребления алкогольной продукции в перерасчете на абсолютный алкоголь на душу населения в год снизился на 0,2 л по отношению к 2015 году и составил 10,3 л». Однако по мнению члена Общественной палаты РФ, руководителя федерального проекта «Трезвая Россия» Султана Хамзаева, слова которого приводило информационное издание «Известия», сама по себе визуальная реклама дает малый эффект. Намного более эффективным вложением требуемых денег стало бы строительство спортивных площадок и организация контроля над контрафактной алкогольной продукцией. Кроме того, по мнению Хамзаева, поручать ведение антиалкогольной кампании ведомству, защищающему интересы производителей спиртной продукции, нецелесообразно. Об этом же говорил зампредседателя Союза борьбы за народную трезвость Григорий Тарханов, напомнивший слова члена совета Гильдии маркетологов Николаса Коро о том, что цель кампании не призывать «не пить», а развивать культуру потребления алкоголя, то есть демонстрировать статусность культурного потребления и неприглядность бескультурного пьянства, так как «задача Росалкогольрегулирования — развивать алкогольный рынок». И действительно, на фоне относительного уменьшения доз аболютного алкоголя, продажа слабоалкогольных напитков, по данным Роспотребнадзора, взлетела на 40,6%, то есть в данном случае кампания Росалкогольрегулирования дала намного больший эффект, чем в снижении дозы алкоголя на человека.

Что заставляет серьезно задуматься о назначении.

По мнению Владимира Жданова, требование главы республики Крым об отмене запрета на продажу алкоголя в медицинских учреждениях и его заявление по центральному телевидению о «пользе вина» и концепция Росалкогольрегулирования, разработанная примерно в то же время, являются «звеньями одной цепи», призванной «внедрить в сознания людей эту мысль (об употреблении вина – ред.) и затребовать у правительства преференции для винного и пивного капитала». В целом антиалкогольная кампания, инспирированная службой по регулированию алкогольного рынка, явилась антинаучным, бесчеловечным и преступным проектом. «Итогом борьбы за трезвость должен быть полный к отказу от алкоголя и, в итоге, трезвый образ жизни всего населения нашей страны», — заключил Владимир Жданов.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Общество