Исследование ВОЗ: на отказ от вакцинации влияют религии, сплетни и войны
Connect with us

Исследования

Исследование ВОЗ: на отказ от вакцинации влияют религии, сплетни и войны

По данным ВОЗ, вакцинация от одной и той же инфекции может горячо поддерживаться населением в одной стране мира, и отвергаться в другой. Исследования показывают, что причиной могут быть разные факторы, и зачастую дело не в опасениях осложнений от прививок.

Чтобы в обществе было доверие к иммунизации, необходимо уделять внимание информированию о преимуществах и рисках вакцинирования, – считают специалисты ВОЗ. В тоже время, бойкот той или иной прививки может быть вызваны различными факторами социокультурного и политического характера, а не только опасениями осложнений. Наиболее распространены массовые отказы от вакцинации в странах «третьего мира», хотя они случаются везде.

Одним из ярких примеров является бойкот прививки от полиомилета в южных районах Нигерии в 2003 году. Как поясняет антрополог Лондонской школы гигиены и тропической медицины Хейди Ларсон, понимание реальных причин отказов, позволяет выработать стратегию взаимодействия с группами, выступающими инициаторами протестных движений и преодолевать недоверие к иммунизации. «Где-то недоверие быть вызвано отсутствием налаженной коммуникации между органами здравоохранения и населением. Но коммуникация не решает проблему, когда непонятны ее корни», – говорит она.

Исследования, которые проводит Хейди Ларсон с коллегами, направлены на выявление причин отказов. Материалы показывают, что причины могут быть вызваны религиозными убеждениями, неприятием «официальной» медицины в целом, предпочтением альтернативных методик, и даже обычными практическими аспектами вакцинации. Например, исследования в очагах отказов от прививок полиомиелита в Индии, показали, что матери не хотели участвовать в вакцинации детей, поскольку делать прививку приезжали специалисты из Дели, а не врачи, с которыми они взаимодействовали постоянно. Матери боялись, что им придется ехать в Дели, если возникнут проблемы, опасались незнакомых медиков, к тому же им не нравилось, что многие из них мужчины.

Антропологические исследования проводятся методом «включенного наблюдения». Исследователь стремится «стать своим» в местном сообществе. Он участвует в разговорах, выслушивает слухи, сплетни, мнения. Это позволяет увидеть проблему глазами участников сообщества, выделить аргументы, которые влияют на опасения больше всего. Доктор Ларсон поясняет, что некоторые сообщества выработали «свои взгляды на медицину». Для того, чтобы заменить их на другие, нужно хорошо понимать людей, с которыми имеешь дело.

Основными причинами отказов антропологи называют религиозные или специфические философские воззрения. В религиозных группах высоко доверие их членов, единомышленники распространяют и поддерживают определенные представления по тому или иному вопросу. Несколько лет назад в ортодоксальной еврейской общине в Бруклине (Нью-Йорк) возникла вспышка кори. Примерно в тоже время аналогичная вспышка произошла и еврейской общине Северного Лондона.  Представители общин не только не приемлют прививок по религиозным соображениям, но и тесно общаются между собой. Быстрое распространение инфекции среди их членов, даже проживающих даже на разных континентах – закономерно. Впрочем, и ортодоксальные сообщества меняют отношение к иммунизации, если удается переубедить лидеров мнений, – поясняет доктор Ларсон.

Другой причиной массовых отказов, могут быть некорректные или неверно понятые результаты научных исследований о связи между вакцинацией и осложнениями. Например, в Великобритании была проведена и опубликована работа по комбинированной вакцине КПК (корь, краснуха, паротит). Дальнейшие исследования показали, что выводы ее авторов о связи вакцинации с рядом заболеваний не подтверждаются.

Другой пример: появившаяся в 80-х годах прошлого века научная статья по вакцине от столбняка. Католическая организация противников абортов поняла ее так, что противостолбнячная вакцина приводит к бесплодию (в статье говорилось лишь о том, что ряд свойств вакцины может быть использованы для создания препаратов для контрацепции), и разослала предупреждение католическим общинам в 60 странах. В результате, отказы от вакцинации по всему миру составили более 40%, мэр Манилы лично остановил прививочную компанию, а представителям ВОЗ пришлось обратиться в Ватикан для разъяснения недоразумения. Кроме того, повышению отказов от вакцинации в конкретном регионе способствуют войны, серьёзные политические конфликты, тяжелая экономическая ситуация – людям просто не до прививок.

По свидетельствам антропологов, 9 и 10 людей в принципе ничего не имеют против прививок. Но группы, которые по тем или иным соображениям выступают против вакцинации, могут разворачивать пропагандистские компании и влиять на других. Информация распространяется как снежный ком, все больше людей втягивается в обсуждение «страшных последствий прививок», опасения крепнут, и даже те, кому раньше не приходило в голову отказываться от вакцинации, начинают задумываться. При этом людям свойственно больше обращать внимание на негативную, чем на позитивную информацию.

Так было всегда, – говорит Хейди Ларсон,- однако появление интернета привело к изменению масштабов и скорости распространения слухов и приверженцам альтернативных убеждений стало проще привлекать широкое внимание к своей позиции. «Тот факт, что люди довольно легко поддаются таким влияниям, не являясь принципиальными противниками прививок, показывает, что значительная часть населения нуждается в поддержке и большей уверенности для принятия решений о вакцинации себя и своих детей», – подчеркивает она.

Это значит, что как глобальные организации, так и государственные и местные органы здравоохранения должны уделять больше внимание, как информированию людей об иммунизации, так и выявлению причин возникновения протестных настроений. В 2012 году ВОЗ создала стратегическую консультативную группы экспертов по иммунизации (СКГЭИ), которая занимается этими вопросами.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Исследования