С. Алексеев: трансплантация клеток костного мозга должна занять четкое место в терапии
Connect with us

Здравоохранение

С. Алексеев: трансплантация клеток костного мозга должна занять четкое место в терапии

Отделение трансплантации костного мозга НИИ онкологии после реконструкции начинает принимать пациентов.

Теперь в клинике института будут выполнять не только аутологичную трансплантацию, но и аллогенную (родственную и донорскую). В 2016 году здесь планируют выполнить 150 операций для пациентов с онкогематологическими заболеваниями.

В России всего 18 центров, в которых выполняется трансплантация костного мозга, 14 из них находятся в Москве и Петербурге. Только шесть из них аккредитованы в Европейской ассоциации трансплантологов, в их числе и НИИ онкологии им. Петрова. Здесь до сих пор выполнялись только аутологичные трансплантации клеток костного мозга (забор собственных стволовых клеток пациента и введение их после курса высокодозной терапии). Теперь в клинике созданы все условия для выполнения родственной и неродственной трансплантации.

В «стерильном» отделении онкологии, гематологии и трансплантации костного мозга — 5 двухместных боксированных палат, в которые будут госпитализировать взрослых и детей. Предполагается, что в двухместных палатах с ребенком сможет находиться ухаживающая за ним мама. Все палаты оснащены многоступенчатой системой очистки воздуха с ламинарными потоками, закуплено новое оборудование и расширен штат сотрудников, поскольку мощности отделения вырастут — с 90 до 150 операций в год.

Трансплантация стволовых клеток применяется сегодня в лечении многих заболеваний, в России чаще всего — при онкогематологической патологии. Однако, например, к злокачественным лимфомам относятся, как к неопасным онкологическим болезням, — человека они убивают не сразу и относительно хорошо лечатся.

– Если их лечить правильно, то так оно есть, – говорит Сергей Алексеев, к.м.н., руководитель химиотерапевтического отделения онкологии, гематологии и трансплантации костного мозга, заместитель главного врача НИИ онкологии. – А если это делается небрежно, то из года в год растет число пациентов, резистентных к химиотерапии, – наступает момент, когда с болезнью сделать уже ничего нельзя. Да и не назовешь качественной жизнью продление ее на 3-5 лет на постоянной химиотерапии. Кроме того, это огромные государственные затраты. А выполненная вовремя трансплантация гемопоэтических клеток обходится государству гораздо дешевле, а человека возвращает к нормальной полноценной жизни. Это очень важно, если учесть, что, например, гемобластозы среди онкологических заболеваний — причина смерти №1 у пациентов до 40 лет (до 40 лет — у мужчин и до 30 лет — у женщин).

Пока в регионах многие врачи воспринимают трансплантацию, как терапию отчаяния — рекомендуют после нескольких курсов многочисленных линий химиотерапии, когда она уже не может помочь.

– На самом деле она занимает свое четкое место в плане лечения. Это не панацея, метод эффективен только в том случае, когда используется, когда надо, и тому, кому действительно поможет, – говорит Сергей Алексеев. – Для каждого пациента формируется прогностическая модель в момент постановки диагноза, исходя из этой модели выбирается комплекс лечения, в котором определенное место занимают высокодозная химиотерапия и трансплантация — собственными или донорскими клетками. Проблема в том, что в основе прогностической модели — гистологические, иммуногистохимические, генетические исследования. А в большинстве регионов страны выполнить их просто невозможно. В результате неправильно спланированная терапия и ее неудовлетворительные результаты вынуждают обращаться к трансплантации, когда время упущено и уже ничто не может помочь.

Чтобы этого не происходило, специалисты НИИ онкологии работают с врачами из разных регионов страны, проводят обучающие семинары.

Самой большой проблемой в области трансплантации костного мозга с тех пор, как ее начали выполнять в России, остается поиск доноров. Их ищут в зарубежных донорских базах, а в тариф трансплантации как высокотехнологичного вида медицинской помощи поиск и получение донорских клеток не входит. А это стоит 18-20 тысяч евро. Как правило, средства для пациентов ищут благотворительные фонды. Большие надежды у гематологов – на отечественный регистр доноров клеток костного мозга, созданный с помощью Русфонда. В нем пока 51 тысяча доноров, в июне уже была сделана 100-я трансплантация из нашего регистра.

Как стать донором клеток костного мозга

– Великое дело сделали Русфонд и НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Горбачевой, создав российский регистр доноров, – считает Алексеев. – Проблема в том, что россиянам в 25% случаев европейские доноры не подходят. Вторая проблема — высокая стоимость донорских клеток из европейского регистра. Мы тоже хотим работу своего отделения переливания крови перестроить – у нас много кадровых доноров, с которыми будем проводить работу по привлечению в регистр доноров стволовых клеток.

Справка

В России делается 6 трансплантаций клеток костного мозга на 1 миллион человек (данных о пациентах, которые уезжают лечиться за границу, нет). Для сравнения: в Германии показатель таких операций составляет 70 — на 1 миллион населения.

По мировым стандартам требуется 1 центр трансплантации клеток костного мозга на 1 миллион населения, чтобы обеспечить этой помощью всех нуждающихся, у нас — 18 таких центров на 140 млн человек. Ежегодно в России делается около 1000 операций по трансплантации клеток костного мозга, это 10% от реальной потребности.


http://doctorpiter.ru

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Здравоохранение