Е. Байбарина: методы лечения детских онкозаболеваний должны быть известны врачам и доступны пациентам
Connect with us

Здравоохранение

Е. Байбарина: методы лечения детских онкозаболеваний должны быть известны врачам и доступны пациентам

Онкологические заболевания в нашей стране ежегодно поражают около 3,5 тысяч детей, однако, выживаемость маленьких пациентов в настоящее время уверенно достигла 80%, а по некоторым нозологиям намного превышает этот показатель. Такой результат стал возможным благодаря многолетней работе ученых и врачей, вовлеченных в проблему детских раковых заболеваний — онкологов, педиатров, хирургов, специалистов по лучевой диагностике. Об этом рассказала директор Департамента медицинской помощи детям Минздрава РФ Елена Байбарина на пресс-конференции, посвященной международному дню борьбы с детским раком.

«Задача Министерства — вместе с профессиональным сообществом повысить доступность и качество медицинской помощи, — сказала глава департамента. — Прогресс в борьбе с онкозаболеваниями огромен: совершенствуется наука, появляются новые препараты, новые методы диагностики и персонификации терапии. Необходимо, чтобы эти методы были известны врачам и доступны пациентам». В связи с этим Минздрав разработал тактику межрегионального сотрудничества научных организаций. Прежде всего ведомство выделило два национальных центра лидерства — Научный центр онкологии, и Институт Димы Рогачева. В настоящее время, вместе с руководством этих институтов, разрабатываются методы взаимодействия с региональными лечебными учреждениями. В скором времени любое медучреждение страны, начиная с центральной районной больницы, получит возможность связаться с федеральными специалистами, продемонстрировать изображения органов и методов исследования и получить должную консультацию. «Это будет разветвлённая система, — сообщила Байбарина, — во главе которой будут стоять центральные учреждения, далее — учреждения, отвечающие за федеральный округ, затем субьектовые учреждения и, наконец, учреждения, которые располагаются в этих субъектах. На сегодняшний день эта единая система уже выстроена примерно на 60%».

Кроме того на площадке Государственной Думы продолжается обсуждение закона, предусматривающего необходимость жесткого использования клинических рекомендаций. Их оперативное использование станет возможным благодаря введению электронной карты больного, у которую будут внесены критерии качества помощи, изданные Минздравом РФ. Таким образом врач сможет сразу получить всю необходимую информацию о методике и алгоритме лечения больного.

К сожалению, добавил главный детский онколог Минздрава РФ Владимир Поляков, в России до сих пор нет единого онкологического регистра для детей, поэтому, возможно, ежегодная детская заболеваемость в нашей стране составляет не 3,5 тыс. а примерно 4 тыс. человек. Однако введение электронной карты позволит ведущим центрам узнавать о пациенте всю информацию практически сразу после того, как больной появится в регионе. «Имея коммуникативные возможности, используя методы телеметрии, мы уже сейчас проводим удаленную консультацию больных, — сказала Поляков. — Если региональная клиника не может справиться с заболеванием, ребенок поступает на второй, либо на третий уровень медицинской помощи, где получает самую современную терапию. Наши федеральные учреждения имеют в своем арсенале все возможные достижения мировой науки: это лабораторная и клинически диагностика, возможность проведения интенсивной терапии, трансплантации стволовых клеток. В лечении мы используем лучевые методы, и высокотехнологичное хирургическое вмешательство — это позволяет нам достигать по некоторым нозологиям 96% и даже 98% излечиваемости».

Детские раковые заболевания делится на две основные группы, напомнил Поляков. Примерно 45% всех болезней составляют варианты лейкоза, лимфорануламотоза, и лимфомы Ходжкина. 55% онкопатологий — так называемые твердые опухоли, поражающие печень, глаза, почки, кишечник мягкие ткани, кости, центральную нервную систему. Некоторые нозологии остаются трудноизлечимыми, но успехи таких направлений, как таргетная терапия и ядерная медицина, дают уверенность что и эти заболевания в будущем будут побеждены.

«К сожалению, специальность у нас не популярная, — отметил главный детский онколог. — Перевести к нам выпускника педиатрического факультета сложно, так как у врачей до сих пор бытует мнение, что терапия раковых заболеваний трудна и малоэффективна. Но главное, что пугает молодых специалистов, это специфика нашей работы — ведь детская онкология требует не только физических, но и душевных затрат».

Структура детской онкологической службы, добавил Поляков, пока организована не так, как у взрослых. В чатсности, в нашей стране только восемь регионов имеют воможность наблюдать детей в отделениях диспансеров, остальные субъекты вынуждены организовывать детские отделения на базе областных либо краевых больниц с ограниченными возможностями лечения. Дети проходят терапию либо во взрослом диспансере, либо переводятся в федеральные лечебные центры. Однако, ситуация меняется. Все онкологи проходят одинаковую первичную специализацию и повышение квалификации на кафедре детской онкологии, а возможности телемедицины и оснащенность центральных стационаров дает воможность проводить примерно равное лечение для всех детей России, независимо от того, где находится Больной, в Москве или во Владивостоке.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Здравоохранение