На конгрессе Ассоциации медсестер России обсудили тенденции развития профессии
Connect with us

Пресс-релизы

На конгрессе Ассоциации медсестер России обсудили тенденции развития профессии

В рамках Всероссийского конгресса «Лидерство и инновации – путь к новым достижениям», представители Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения РФ, Российской ассоциации медицинских сестер, сотрудники медицинских исследовательских центров, лабораторий и образовательных учреждений обсудили самые актуальные вопросы развития современного сестринского дела в России и в мире. В юбилейном конгрессе Ассоциации медицинских сестер России приняли участие более 800 специалистов.

Одна из ключевых сессий конгресса «Образование XXI века» была посвящена эффективным технологиям в формировании профессиональных компетенций медицинских работников, образовательным программам и вопросам совершенствования профессиональной подготовки среднего медицинского персонала.

В сессии приняли участие заместитель директора по образовательным программам Фонда международного медицинского кластера Бьянка Гоммерз, старшая медицинская сестра городской клинической больницы Омской области №1 им. Кабанова А.Н. Галина Киселева, заведующая отделением КОГПОБУ Кировского медицинского колледжа Оксана Бельтюкова, главная акушерка ГБУЗ АО КРД Алия Худайбердиева и другие.

В своем выступлении Бьянка Гоммерз рассказала о новой роли медицинской сестры в связи с трансформацией системы здравоохранения, о расширении ее компетенций и зон ответственности, а также обозначила навыки и знания, которыми должна обладать медицинская сестра будущего.

«Во всем мире профессия медсестры постоянно развивается: растет число специализаций медсестер, а также расширяется их функционал. Появляется все больше областей знаний, в которых нуждаются именно медсестры при их ежедневной работе. Медсестра мирового уровня сегодня – это медицинский эксперт, который одновременно должен быть профессионалом, координатором, ученым и управленцем», – сказала Бьянка Гоммерз.

В западных моделях здравоохранения медсестры занимают совершенно иную позицию: они не только оказывают определенный набор медицинских услуг, а также являются организаторами оказания помощи пациенту. Они аккумулируют всю необходимую информацию о состоянии здоровья пациента, анализирует ее, передают группе врачей, и обеспечивают выполнение всех необходимых манипуляций.

По словам Бьянки Гоммерз именно благодаря переподготовке медицинских сестер можно значительным образом повлиять на трансформацию системы здравоохранения. «Помимо диагностики и лечения, на качество медицинской помощи в значительной степени влияет коммуникация медицинского работника с пациентом – возможность выслушать его, изучить физическое состояние, обучить ежедневной жизни с его заболеванием и эмоционально поддержать. У нас в Нидерландских клиниках все эти функции выполняет именно медицинская сестра», – добавила она.

По словам Бьянки Гоммерз, в России только недавно стали пересматривать процесс профессиональной подготовки медицинских сестер. По сравнению с европейским опытом, в российской образовательной программе для среднего медицинского персонала заложено все еще недостаточно часов для развития практических навыков.

Деятельность медицинской сестры должна основываться на доказательной сестринской практике. Она еще не так распространена в России, однако, в странах ОЭСР это неотъемлемая часть клинической деятельности среднего медицинского персонала. Доказательная сестринская практика – это непрерывный процесс анализа клинических данных, сестринской теории, практической клинической экспертизы, предпочтений пациента по оказанию наиболее оптимальной медицинской помощи.

В завершении выступления Бьянка Гоммерз отметила, что на сегодняшний день российские медсестры уже обладают определенным набором знаний и практических навыков, а также опытом работы с пациентами. Однако, по мере трансформации здравоохранения и развития профессии медсестры у них будет возникать потребность в новых областях знаний. Именно поэтому они должны самостоятельно инициировать свое обучение и развивать свои компетенции. Прежде всего, им следует начать с развития клинического мышления, навыков медсестринской диагностики и английского языка.

В рамках этой сессии Галина Киселева рассказала об опыте создания учебно-методического кабинета для образовательного процесса медицинских сестер. «Формирование, расширение, развитие профессиональных компетенций сестринского персонала, в основном, происходит после получения базового образования, и значительная роль в этом процессе отводится учебно-методическим кабинетам (УМК). Благодаря УМК устраняются недостатки базовой подготовки специалистов. Их готовят к творческой реализации открытий и новаций в области науки и практики», – отметила она.

По мнению Оксаны Бельтюковой, современному медицинскому работнику также необходима хорошая этико-деонтологическая подготовка, проявление социальной активности и соблюдение нравственных принципов в профессиональной деятельности. Внедрение технологии развития социальной активности при подготовке медицинского персонала способствуют всестороннему развитию личности будущих специалистов сферы здравоохранения.

Алия Худайбердиева в свою очередь отметила, что внедрение симуляционных технологий в лечебных учреждениях для обучения медицинского персонала является одним из важнейших и необходимых инструментов для повышения уровня подготовки специалистов. Отработка навыков в симуляционном классе позволяет максимально приблизить медицинскую сестру к ситуациям, с которыми она сталкивается в своей повседневной работе.

Вопросы образования на конгрессе были также затронуты сотрудниками ВОЗ. Профессор, руководитель программы «Кадровые ресурсы в здравоохранении» ЕРБ ВОЗ Галина Прокофьева отметила, что сегодня наблюдается несоответствие между образованием медицинских кадров, в том числе среднего медицинского персонала, и реальными потребностями здравоохранения. «Вопросы сестринского дела и профессиональной подготовки медсестер выносятся на самый высокий уровень принятия политических решений. Одно из стратегических направлений ВОЗ – доказательная сестринская практика и симуляционные методы в сестринско-акушерском образовании», – сказала она.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Пресс-релизы