Сергей Бойцов: смертность от сердечно-сосудистых заболеваний необходимо снизить на 25%
Connect with us

Здравоохранение

Сергей Бойцов: смертность от сердечно-сосудистых заболеваний необходимо снизить на 25%

Тенденция снижения смертности, ставшая уверенным трендом с начала 2000 годов, последние четыре года затормозилась. Причиной могло стать снижение эффективности социально-экономических факторов или реструктуризация факторов риска, провоцирующих фатальные заболевания. Общий уровень летальности по сравнению с другими развитыми странами остается крайне высоким, на 30% превышая показатели новых стран Евросоюза и на 119% — показатели старых стран. При этом уровень смертности мужчин от 40 до 60 лет остается неадекватно высоким. Об этом сказал руководитель Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Минздрава России Сергей Бойцов на проходящем в столице Московском кардиологическом конгрессе.

Уровень смертности в России начал расти с начала 60-х годов, продолжил Бойцов. В то время разница в смертности с другими странами не была высокой и по некоторым позициям Россия превосходила зарубежные показатели. Однако если в странах Европы и Америки были вовремя предприняты соответствующие меры, рост смертности в России продолжился: начался рост урбанизации, изменилась культура питания, отсутствовал должный контроль за продажей алкоголя, разрушалась система здравоохранения. Ситуация начала меняться только в начале 2000 годов, когда произошел перелом в сторону устойчивого, хотя и медленного снижения смертности. Лишь недавно смертность среди мужчин достигла уровня 60-х годов.

Среди факторов, повлиявших на снижение смертности, Бойцов выделил три группы.

Основная группа – социальная стабилизация, рост благосостояния населения, изменение структуры питания, повышение доступности и качества медицинской помощи.

Вторая группа — национальные медицинские программы, в частности проект «Здоровье», сосудистая программа, программа модернизации здравоохранения, рост ВМП и погружение его в ОМС. В скором времени ожидается проявление эффекта диспансеризации.

Третья группа причин — снижение факторов риска. В частности, за указанный период уровень курения среди мужчин снизился на 35%, уровень артериальной гипертонии у женщин — на 20%, объем продажи водки — на 35%. «В терапии мы избавились от понятия «рабочее артериальное давление», от понятия «курсовое лечение», на помощь бета-блокаторам пришли ингибиторы АПФ», — отметил Бойцов.

Еще одним важным фактором, снижающим риск смертности, глава НМИЦ кардиологии назвал создание центров здоровья, принимающих примерно 5 млн человек в год. К снижению смертности привел и спад потребления табака среди мужчин, хотя уровень курения среди женщин пока не уменьшается.

Благодаря активизации этих групп, смертность в РФ от всех причин (в основном от болезней ССЗ) уменьшилась на 18%, особенно от болезней системы кровообразования (БСК). Впрочем, уточнил Бойцов, реальный вклад БСК в статистику летальности, скорее всего, завышен. Под этим понятием скрывается целый пул заболеваний, однако из-за того, что 70% смертей населения происходит до госпитального этапа (при низком качестве ориентировочной оценки причины смерти), а уровень аутопсии не превышает 30%, вклад БСК в структуру смертности оценивается в 56%, тогда как по экспертным оценкам он не может превышать 40%,

Анализ заболеваний, влияющих на статистику смертей, показывает, что ранее перенесенный инфаркт повышает вероятность летальности в 2,5 раза, что говорит о том, что диспансерное наблюдение пациентов, перенесших инфаркт миокарда, ведется плохо. Среди других значимых факторов — стенокардия, увеличивающая риск в 2,2 раза, инсульт, онкология (риск возрастает в 2 раза) и ХОБЛ, поышающий вероятность смерти в полтора раза. Проблема сердечной недостаточности до сих пор остается вне зоны пристального внимания, между тем как именно она лежит в основе механизмов внезапной смерти: как показывает опыт, недовыявление этой патологии составляет двукратное значение.

Среди факторов риска, влияющих на смертность населения, на первом месте оказалось ожирение, повышающее вероятность летальности в 1,72 раза. Второе место занимает повышенное сердцебиение (свыше 80 ударов в минуту) — вероятность смерти при этом повышается в 1,67 раза. Повышение артериального давления до 160 увеличивает риск смерти в 1,63 раза, однако эффективно пролеченная гипертония является фактором, снижающим летальные риски.

Исследования женщин в возрасте 25-64 лет, проведенные в течение 20 лет, показали связь гипертонии с излишним весом. В частности, последние десять лет исследований были отмечены резким замедлением снижения уровня гипертонии, притом что в медицину вошли новые системы терапии. В то же время ожирение среди женщин выросло с 24% до 31%. У мужчин к 2013 году артериальная гипертония выросла не только в сравнении с 2003-м, но и с 1993 годом, при этом ожирение в период 2003-2013 годов выросло в 3 раза. Рост ожирения, пояснил Бойцов, вызван изменением структуры питания, распространением насыщенных жиров и сладких газированных напитков. Последнее время устойчивый рост ожирения и снижение физической активности отмечается среди детей: по сравнению с серединой 90-х годов этот параметр вырос в два раза, что сдвинуло пиковый возраст ожирения среди мужчин с 40 к 25 годам и спровоцировало рост сахарного диабета среди мужчин до 4%.

Таким образом, резюмировал Бойцов, смертность населения в основном определяют три фактора: у мужчин — курение и гипертония, у женщин — гипертония и холестерин (последние два являются следствием ожирения). Четвертый значимый фактор риска — алкоголь. Самыми неблагополучными регионами здесь являются Дальний Восток, юг Восточной Сибири, а также зона Псковской, Тверской, Новгородской и Смоленской областей: именно в этих регионах отмечается самый высокий уровень смертности в стране, причем в этом случае смерть зачастую поражает молодых мужчин, летальность которых в России неадекватно высока.

Стратегия профилактики неинфекционных заболеваний, добавил Бойцов, предполагает дальнейшее уменьшение факторов риска и, как следствие, снижение смертности населения. В частности, целевая установка ВОЗ преполагает снижение уровня курения к 2025 году на 30%. В нашей стране уменьшение этого фактора риска для мужчин может достичь 23%, однако для женщин — только 12%. Артериальное давление, которое, согласно рекомендациям ВОЗ, должно снизиться на 30%, в России будет снижено максимум на 17% для мужчин и на 11% для женщин. Что же касается ожирения, то ВОЗ ставит задачу не увеличить его распространенность. «Такую же задачу надо поставить и российскому здравоохранению», — отметил Бойцов.

Хотя негативные тренды продолжатся, регуляция уже этих трех факторов даст суммарный эффект снижения риска ССЗ на 17% у мужчин и на 13% у женщин, составив в целом 15%. Однако такой уровень снижения риска ССЗ даст лишь 10-процентный вклад в снижение общей смертности, а значит, смертность от этих заболеваний должна быть снижена на 25%. Эффект может быть достигнут за счет совершенствования лечебно-диагностических мер, оптимальной маршрутизации пациентов, внедрения новых технологий лечения острого нарушения мозгового кровообращения, лечения сердечной недостаточности. «Управляя рисками на каждом терапевтическом участке, мы можем управлять ситуацией как на территории поликлиники, так и на территории региона и страны. Мы понимаем, куда и как двигаться, и для этого у нас есть реальные резервы», — заключил Сергей Бойцов.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Здравоохранение