На «Неделе медицинского образования» сформулированы новые подходы к качеству подготовки медработников
Connect with us

Пресс-релизы

На «Неделе медицинского образования» сформулированы новые подходы к качеству подготовки медработников

Завершила работу VIII Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования – 2017», которая прошла в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. 
В этом году повестка мероприятия была сформулирована как «Качество медицинского образования – от профильной школы к профессиональному стандарту». В обсуждении темы приняли участие руководители российских и зарубежных образовательных организаций в области здравоохранения, представители профильных комитетов Минздрава России, Минобрнауки России, Рособрнадзора, Роспотребнадзора, Департамента образования г. Москвы, ВОЗ, Национальной медицинской палаты и др. В работе конференции участвовали более 2 тыс. специалистов из России и зарубежья.

В этом году повестка мероприятия была сформулирована как «Качество медицинского образования – от профильной школы к профессиональному стандарту». В обсуждении темы приняли участие руководители российских и зарубежных образовательных организаций в области здравоохранения, представители профильных комитетов Минздрава РФ, Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Роспотребнадзора, Департамента образования г. Москвы, ВОЗ, Национальной медицинской Палаты и других государственных и общественных структур, а также смежных ведомств. Всего в работе конференции участвовали более 2 тыс. специалистов из России и зарубежья.

Интерес вызвало пленарное заседание «Лучшие практики в медицинском образовании – основа развития национальной системы здравоохранения», на котором с докладом «Качество подготовки медицинских кадров – стратегическая задача страны» выступил Петр Глыбочко, ректор Сеченовского университета, академик РАН. Он сообщил о том, что качество подготовки специалиста определяется многими компонентами на каждом из этапов образования: школьном, университетском и послевузовском. В университете успешно реализуется проект – Центр образовательных программ «Медицина будущего». Сегодня он трансформируется в Международную школу Межвузовского консорциума на базе вуза, идет развитие полилингвальной среды. В образовательном процессе участвует многопрофильный университетский Клинический центр. Разработаны и направлены в Минобрнауки РФ предложения по совершенствованию подготовки по программам аспирантуры. Активно работает Методический центр аккредитации специалистов. Участвуя в проекте «Медицинский класс в московской школе» и запустив инновационный ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий», университет приступил к реализации нового актуального пилотного проекта – создание образовательной системы качества в сфере подготовки медицинских специалистов. В рамках проекта на клинических дисциплинах контроль практической подготовленности студентов стал осуществляться путем проверки навыков по принципу объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Оценку теоретических знаний проводят независимые экзаменаторы. Одновременно с оценкой качества обучения студента оценивается качество работы преподавателя. Независимое тестирование выявило уровень квалификации преподавателей.

Важным событием «Недели МедОбра» стала апробация предпрофессионального экзамена для обучающихся 11 классов, участвующих в проекте «Медицинский класс в московской школе», который реализуется Сеченовским университетом совместно с Департаментом образования г. Москвы. Школьники и их наставники, принявшие участие в мероприятии, смогли проверить свои знания во время компьютерного тестирования и практические навыки при решении ситуационных задач на манекенах и тренажерах.

Мероприятие посетили руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина и Петр Глыбочко, которые познакомились с ходом тестового предпрофессионального экзамена, пообщались со школьниками и их учителями. Они отметили, что довольны результатами реализации пилотного проекта «Медицинский класс в московской школе». В его рамках удалось успешно реализовать взаимодействие вуза со школами-участниками, подготовить педагогов, разработать образовательные программы.

«Качество подготовки специалиста определяется многими компонентами на каждом из этапов образования: школьном, университетском и послевузовском. Благодаря тому, что были созданы медико-биологические классы и Сеченовский Предуниверсарий, университет получил подготовленных и мотивированных абитуриентов. Их уровень подготовки соответствует требованиям ведущего медицинского вуза. Это не просто слова, это результат наблюдения за несколько последних лет. Важно, чтобы с первого курса студенты медвузов обучались специализированным дисциплинам, таким как молекулярная биология, медицинская биохимия и другие, а не только тем, что проходили в школе», – считает ректор.

В связи с этим Первый МГМУ им. И.М. Сеченова выступил инициатором изменения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Данное предложение было озвучено Петром Глыбочко на конференции «Медицинское образование 2017». После изменения ФГОС успешная практика будет тиражироваться по всей стране, включая медицинские вузы.

Также в рамках конференции состоялись объединенное заседание Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», Совета деканов (директоров) медицинских факультетов (институтов) государственных университетов Минобрнауки России; Всероссийское совещание руководителей образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам медицинского и фармацевтического профиля, и другие значимые встречи. Кроме этого прошли Всероссийская студенческая олимпиада по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл», семинары для руководителей и представителей образовательных организаций; состоялось обсуждение актуальных тем, в числе которых проведение аккредитации специалистов, применение дистанционных технологий в образовании, IT-технологий в медицине и образовании.

Более чем на 20 площадках во время проведения круглых столов, семинаров, симпозиумов и иных мероприятий, предусмотренных программой конференции, обсуждались вопросы повышения конкурентоспособности российского медицинского и фармацевтического образования на мировом рынке, актуальные вопросы обеспечения качества медицинского образования на всех этапах – от предпрофессионального уровня до аккредитации специалистов. Особое внимание было уделено лучшим практикам, реализуемым медицинскими образовательными структурами, в том числе совместно с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, общественными организациями и пр.

В целом участники конференции констатировали необходимость формирования новых подходов в проектировании образовательных программ путем трансформации практикоориентированных технологий, повышения внимания к самостоятельной работе обучающихся, обеспечения контроля качества подготовки на всех уровнях и этапах. По итогам встреч приняты следующие решения и рекомендации для применения в деятельности образовательных организаций, Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», федеральных органов исполнительной власти и пр.:

  • Содействовать процессам внедрения российских образовательных программ и лучших мировых стратегий подготовки специалистов в сфере здравоохранения и медицинской науки.
  • Поддерживать и развивать конструктивные формы взаимодействия медицинского образования и профессионального сообщества.
  • Внедрять лучшие практики поддержки профессиональных активностей и обеспечения контроля качества подготовки от предпрофессиональных конкурсных мероприятий для школьников до аккредитации специалиста.
  • Содействовать распространению опыта формирования и функционирования образовательных академических континуумов «школа – университет – клиника», «школа – университет – Фарминдустрия».
  • Способствовать развитию практик, направленных на формирование конкурентоспособных специалистов – лидеров изменений.
  • Продолжить работу в рамках кластеров, объединений, советов с широким использованием дистанционных технологий по гармонизации уровней подготовки выпускников вне зависимости от ресурсных возможностей образовательных организаций.
  • Объединить возможности в сфере библиотечного обеспечения путем создания центров корпоративной каталогизации, использования единых библиотечных форматов.
  • Реализовывать языковую политику, предусматривающую создание интернациональной среды с целью развития эффективной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.

Данные предложения будут направлены в Министерство здравоохранения РФ.

 

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Пресс-релизы