От уменьшения объема тары выиграют только ее производители
Connect with us

Бизнес

От уменьшения объема тары выиграют только ее производители

Тара объемом 50 мл остается самой востребованной у потребителей жидких лекарств. Об этом свидетельствуют данные компании DSM Group. Переход популярных лекарственных препаратов с объема 50 мл на «25 мл и меньше» приведет к росту их цены, увеличению доходов производителей тары, но не решит проблему аптечного алкоголизма, считают эксперты.

По данным DSM Group, в 2016 году в России было продано 46 млн упаковок жидких лекарственных препаратов в таре объемом 50 мл на сумму 2,55 млрд руб. Среди популярных форматов хороший прирост показали лекарства, расфасованные во флаконы 100 мл (+21% в 2016 году по отношению к 2015 году), снижение показали лекарства в емкостях 25 мл (-4,2%) и 10 мл (-4,8%).

Министерство здравоохранения РФ в начале февраля подготовило проект приказа, ограничивающий объем некоторых спиртосодержащих лекарственных препаратов. В частности, он устанавливает максимальный объем тары в 25 мл для корвалола и валокордина, настоек боярышника, шиповника, клюквы, валерианы, пустырника, всего 14 позиций, большая часть которых является успокаивающими.

По данным аналитической компании RNC Pharma, общий объем рынка успокоительных спиртосодержащих лекарственных препаратов по итогам 2016 года составил около 4 млрд руб. «Динамика этого рынка к прошлому году оказалась даже ниже инфляции, примерно 4,3%, — рассказал РИА АМИ директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. — В России реализуется в год около 110 млн упаковок подобной продукции, натуральные объемы продаж снижаются, за год они потеряли около 5%. Всего на рынке обращается примерно 10 наименований, но в ряде случаев эта продукция не брендированная, ее производством занимается сразу несколько компаний. Так что в данном сегменте работает примерно 60 компаний. Лидирует по объемам продаж корвалол разных производителей (25 компаний), суммарно он занимает 43% рынка, вторая строчка у валокордина (немецкая «Кревель Мойзельбах») – 25% рынка, третье место у настойки пустырника (45 производителей) – 12% рынка.

RNC Pharma подсчитала: общий объем рынка всех спиртосодержащих ЛП по итогам 2016 г. составляет 7,3 млрд. руб., динамика к 2015 г. -2% в деньгах. Он состоит из успокоительных (валокордин, корвалол, пустырник, пион и т.д.), спиртосодержащих растворов органических кислот и спиртов (салициловая кислота, муравьиный спирт), других настоек (боярышник, перец стручковый, овес и т.д.), спиртовых антисептиков (антисептический медицинский раствор, асептолин и др.). Две последние категории активно используются с целью опьянения. Есть еще растворы галогенов и красителей (йод, зеленка, фукорцин), но их с целью опьянения не употребляют.

По объему продаж лидируют успокоительные (59%), на втором месте антисептические спиртосодержащие препараты и другие настойки (в основном боярышник и перец) (35%), спиртовые растворы кислот занимают очень незначительную долю в этом сегменте рынка.

По мнению Беспалова, переход с тары 50 мл на флаконы 25 мл приведет к тому, что стоимость разовой дозы лекарства вырастет. «Разница в цене может составлять 20-30%, за счет дополнительных затрат на тару, полиграфию, логистику и т.д., — считает он. — В случае препарата стоимостью около 30 руб. (примерная стоимость корвалола в упаковке 50 мл), то разница составит примерно 6 руб. Настойка пустырника стоит еще дешевле и разница будет меньше. В случае же с валокордином (средняя цена за 20 мл порядка 140 руб. и 240 руб. за 50 мл) разница получится более ощутимая —28 руб.». Эксперт считает, что производители тары, пожалуй, — это единственная категория участников рынка, кто от этого однозначно выиграет. «Объем производства в количестве единиц скорее всего вырастет процентов на 40-50%», — говорит Беспалов.

Отметим, лекарственные препараты ценового сегмента, в который входит валокордин, вообще не представляют интереса для той части населения, которая употребляет спиртосодержащие препараты в немедицинских целях. Ведь цена 50 мл валокордина выше минимальной цены, установленной на бутылку водки объемом 0,5 л (190 руб.). И поэтому изменять разрешенный объем тары для валокордина нецелесообразно, так как нет риска его нецелевого использования из-за достаточно высокой стоимости.

Для других лекарств, максимальный объем тары которых установлен в размере 25 мл, это ограничение также небесспорно. «Если пересчитать на чистый спирт, то покупка аптечного алкоголя дешевле в два-три раза за сопоставимый объем спирта. Сколько пузырьков брать за раз — пять или десять, — для «аптечных алкоголиков» не имеет значения, — считает Николай Беспалов. — Ограничения по отпуску в одни руки тоже действуют довольно формально, есть целый пласт аптечных учреждений, которые специализируются на обслуживании соответствующего контингента».

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Бизнес