Ученые: вероятность быстрого старения и ранней смерти не зависят от образа жизни

Скорость старения и длительность жизни человека лимитируется не столько образом жизни, который он ведет, сколько внутренним и «биологическими часами», которые зависят от его генетического кода. Такое заявление сделали ученые университета Калифорнии (Лос-Анджелес).

«Мы знаем случаи, когда вегетарианцы, спящие по 10 часов в день, и не имеющие стрессов на работе умирали молодыми, —  сказал глава исследовательской группы Стив Хорват, — и мы нашли доказательства того, что у этих людей существовал врожденный фактор высокой скорости старения». Этот фактор  имеется у 5% популяции, и для таких людей риск преждевременной смерти увеличен на 50% по сравнению с нормой. При этом ученые отметили, что  биологические изменения, связанные со старением, являются потенциально обратимыми – а это значит, что существуют предпосылки для будущих методов лечения, которые могут остановить процесс старения и увеличить продолжительность жизни человека.

Команда ученых университета исследовала образцы крови 13 тыс. человек. В исследовании оценивалась способность генома присоединять к себе метильные радикалы без изменения базового кода. Как выяснилось, с возрастом способность ДНК вступать в химические реакции с метильными радикалами падает, что говорит об общей способности генов поддерживать возрастной баланс. Именно эта способность ослаблена у некоторых людей стареющих быстрее нормы, независимо от образа жизни. Разумеется, отмечают ученые, такие показатели, как кровяное давление, избыточный вес или курение являются важными факторами, продолжительности жизни, однако смерти 2700 человек, скончавшихся в ходе эксперимента, определенно коррелировались с малой устойчивостью их генетической системы.

«Если два 60-летних мужчины ведут одинаковый образ жизни, то человек, входящий в 5% популяции с генетическим кодом имеет 75% шанс умереть в ближайшие 10 лет, — пояснил Хорват. —У человека, входящего в 5% популяции с «генетической молодостью» такой шанс составляет всего 46%.

Кстати, исследователи обнаружили генетическую зависимость продолжительности жизни от пола. Именно этим, по словам ученых, можно объяснить, почему мужчины в целом умирают раньше. Даже в возрасте пяти лет, пояснил Хорват, скорость взросления между полами различна, а в возрасте 40 лет разрыв биологического возраста между мужчинами и женщинами составляет 1-2 года. «Женщины всегда стареют позже, — заключил ученый, —  и это не образ жизни, это врожденный процесс, который у женщин протекает медленнее, чем у нас, мужчин».