Медстраховка для иностранцев – фикция, но с перспективой реального решения проблемы
Connect with us

Пресс-релизы

Медстраховка для иностранцев – фикция, но с перспективой реального решения проблемы

По мнению экспертов, полис ДМС для иностранных граждан постепенно превращается в фикцию, в еще одну справку для получения патента на трудоустройство или в рычаг для регулирования числа трудовых мигрантов.

С задачей медицинского обеспечения трудовых мигрантов эти полисы, по мнению экспертов и участников рынка, на данном этапе практически не справляются.
«Существует мнение, что мигранты приезжают сюда зарабатывать, а значит, они способны купить полноценный страховой полис или по меньшей мере оплатить помощь врача, – рассказывает Даниил Кашницкий, научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ (Москва). – Однако за рамками таких возможностей остаются дети, которые не проходят обязательную для граждан РФ вакцинацию, беременные женщины. Наши городские чиновники любят пугать миллионами, которые тратятся на оказание экстренной помощи бездомным иностранцам, но забывают о том, что поступления от патентов в городской бюджет значительно превышают эти траты».

Миграционный прирост населения России за январь-июль 2016 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличился на 21,8% (28,6 тысяч человек) в результате сокращения количества выезжающих из Российской Федерации. В целом, число мигрантов, приезжающих в Россию, выросло незначительно – на 1,2%, или на 25,6 тыс. человек. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. Наибольший поток трудовых мигрантов наблюдается из Таджикистана (в 3,6 раза по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) и Киргизии (в 2,5 раза).

При этом, как отмечают эксперты, только 10% из проживающих в России мигрантов ежегодно проходят медицинское освидетельствование. Так, в 2014-2015 годах большая часть мигрантов в России не пользовались медицинской помощью, в том числе и потому, что сами оценивали свое здоровье как хорошее. Но во-многом, считает Даниил Кашницкий, из-за финансовой недоступности услуг: «Если вы зарабатываете 20 тыс. рублей, вы подумаете, отдавать ли 4 тысячи за полис, или нет. Поскольку в экстренной помощи у нас еще не отказывают, бывает, мигранты приходят с жалобами на резкую боль в животе, а получив результаты УЗИ, отказываются от госпитализации. Признаться, на их месте, я тоже так делал бы». Многие приезжающие предрасположены к респираторным заболеваниям, кишечным и кожным инфекциям и не соблюдают правила гигиены. У большинства есть хронические болезни, которые обостряются на фоне связанного с переездом стресса.

Механизмом решения этой проблемы должно было стать медицинское страхование мигрантов. И в частности, тот факт, что с 1 января 2015 года иностранцы имеют право на легальное трудоустройство в России только при наличии полиса ДМС, а также введенный с 1 мая 2016 года штраф за его отсутствие.

Однако эксперты заявляют о формальном походе к медицинскому страхованию мигрантов в РФ и риске монополизации сферы. По словам генерального директора СК «Адвант-Страхование» Дмитрия Фельдмана, 99% полисов покупают лишь для получения разрешения на работу, мало кто думает про реальное покрытие рисков по здоровью тех, кто к нам приезжает. «В их логике – мигранты едут сюда работать, а не болеть», – заявил он. Тем не менее, отсутствие документа является для стражей правопорядка основанием для штрафа или даже депортации иностранного гражданина. По данным изздателя журнала «Москва KG» Жылдыз Осмоновой, в Москве, где не так строго требовали наличие полиса, как, к примеру, в том же Петербурге, последние десять дней стали активно высылать тех, кто не смог предоставить такой документ по требованию.

Согласно внутренней статистике компании, чаще всего застрахованные обращаются за компенсацией в случае получения травм и острых заболеваний ЖКТ. Стоимость полиса составляет 2100 рублей. Пакет «Мигрант» за 4000 рублей предлагает страховая компания «Согласие», и к перечисленным коллегами случаев за медицинской помощью добавляет ожоги.

С 1 июня 2016 года минимальное страховое покрытие составляет 100 тысяч рублей. Иностранцу, приезжающему в Петербург, такой полис обходится в среднем в 850 рублей. Формально его владелец имеет право на неотложную и первичную медицинскую помощь, в том числе стоматологическую, диагностику, амбулаторное и стационарное лечение, проведение операций, прививку от столбняка и получение больничного, в реальности он редко реализуется по назначению – указанные в документе учреждения просто перенаправляют обратившихся друг к другу.

Как отмечают эксперты, для сегмента ДМС страхование мигрантов поначалу было драйвером роста. Так, по данным портала insur-info.ru, в 2015 году российский рынок ДМС вырос на 4,6% до 128,9 млрд рублей, московский — на 9,2% до 82,2 млрд рублей, а в Петербурге остался на уровне 2014 года и составил 10,8 млрд рублей. В 2016 году, прогнозируют аналитики Национального рейтингового агентства, выплаты по ДМС превысят сборы.

Сегмент страхования иностранцев сдерживают до сих пор четко не прописанные правила игры. «В отличие от расписанного «от» и «до» ОСАГО, в этом виде страхования указан только минимум по страховому покрытию и весьма описательный перечень рисков. То есть свобода с одной стороны большая, а с другой не очень: на деле возможности конкуренции ограничены», – поясняет Дмитрий Фельдман. В свою очередь Жылдыз Осмонова рассказала, что ее соотечественники из Киргизии жалуются на то, что полицейские не просто штрафуют, но и еще и указывают где именно им покупать полисы в Москве.

Северо-Западный союз страховщиков в Петербурге провел такой эксперимент: направил в коммерческую структуру при ФМС мигранта получить разрешение на работу. Там ему отказали: мол, по их правилам, покрытие не должно быть меньше 150 тысяч рублей. Увеличить размер суммы не проблема, это стоит дополнительно 50 рублей, и «тайный мигрант» отправился переоформлять документ. А через час уже оказалось, что требуется покрытие в 200 тысяч рублей. «То есть они под давлением вынуждают людей покупать полисы у таких вот компаний. Таких, которые просят меньшую премию, и дают бОльшую комиссию. Естественно, что на оплату реального лечения людей им денег уже не хватает», – рассказывает Ирина Лукашевич, Президент СЗСС.

Без четких правил рынок монополизируется. Крохи от пирога делят, «те страховщики, – объясняет Дмитрий Фельдман, – которые как и мы, переориентируются на работу с образованными мигрантами, знающими русский язык, либо с теми, кто уже как-то освоился в стране». Исследователь Кашницкий тоже видит в этих лакунах перспективу решения проблемы: «Хорошо то, что эта система создается. Со временем из нее уйдет коррупционная составляющая, и вопрос медицинского обеспечения людей, которые работают на нашу экономику, со временем найдет свое решение».

Пресс-служба компании «Адвант-Страхование»

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Пресс-релизы