Лишь каждая пятая школа в России оборудована для детей с ограниченными возможностями здоровья
Connect with us

Мнения

Лишь каждая пятая школа в России оборудована для детей с ограниченными возможностями здоровья

1 сентября вступает в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), разработанный Минобрнауки. В этом году по нему начнут учиться первоклассники. Дети с ограниченными возможностями здоровья, которые пошли в школу до этого года, должны доучиваться по старым программам.

Комментирует член комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Екатерина Курбангалеева:

«Безусловно, школы не готовы к внедрению ФГОСа для детей с ОВЗ. «Доступная среда» – это только надводная часть айсберга, хотя и с ней все очень неблагополучно.

АНО «НИЦ «Особое мнение», которое я возглавляю, при поддержке нашей Комиссии по социальной политике ОП РФ на средства президентского гранта проводит мониторинг доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (в исследовании участвуют более 150 вузов страны). Но даже в вузах, которых на порядок меньше, чем школ, в большинстве случаев не реализована или реализована лишь частично доступная среда. Даже банальные пандусы, если они вообще имеются, могут быть установлены не под тем углом, колея пандуса может не совпадать с колеей коляски, могут отсутствовать поручни и т.п. Не везде можно даже решить вопрос с установкой таких приспособлений с учетом огромного количества необходимых согласований с надзорными инстанциями.

Отдельной и большой проблемой являются отсутствие специалистов-тьюторов для сопровождения и обучения детей. Те немногие, которые еще оставались, после повального закрытия коррекционных школ ушли из профессии. Специализированных программ обучения по различных типам нозологий и специальных устройств (для слабослышащих и слабовидящих) даже в подавляющем большинстве вузов нет, не то, что в школах. Сами устройства могут стоить неподъемных денег для школ. Например, только специальная клавиатура для слабовидящих стоит около полумиллиона рублей, а брайлевский учебник – четверть миллиона.

В школах нет средств для адаптации и отдыха детей с ОВЗ. Они тратят больше сил на усвоение материала, и отдых им просто необходим. Обучение в обычном классе – стресс для таких деток, а у обычных детей при совместном обучении с ними может ухудшиться скорость и качество усвоения материала, ведь учителя, не имеющие практики и навыков работы с особыми детьми, будут обязаны ориентироваться на них.

Психологический климат в отсутствии штатного психолога и загруженности педсостава тоже, с большой долей вероятности, будет тяжел для детей с ОВЗ.

Конечно, надо с чего-то начинать и надо двигаться в направлении социализации детей с ОВЗ. Но все-таки для решений и внедрения ФГОСа нужна более подготовленная и образовательная, и инфраструктурная среда. Например, многие эксперты говорят о возможности создания единых (муниципальных или региональных) центров адаптации, где можно взять в аренду специализированные устройства и учебники для детей с ОВЗ по разным типам нозологий, съемные пандусы, нанять сертифицированных специалистов по установке специального оборудования, тьюторов, психологов, чтобы каждая школа не оставалась наедине с решением таких проблем. Это и улучшит качество обучения, и сэкономит бюджетные средства, и, наконец, поможет выполнять ФГОС».

Пресс-служба ОП РФ

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Мнения