Российские ученые выявили опасные мутации туберкулезной палочки

Исследования

Российские ученые выявили опасные мутации туберкулезной палочки

Российские ученые выявили мутации туберкулезной палочки, которые делают ее устойчивой к иммунной системе человека.

Биологи из МФТИ и Института общей генетики РАН выделили 3563 мутаций в 319 генах туберкулезной палочки, способствующих улучшению проникновения в человеческий организм и борьбы с иммунной системой (вирулентности). Более половины из них были обнаружены в образцах, полученных от ВИЧ-инфицированных пациентов. Ученые вывели новый вид мутированной бактерии, получивший название B0/N-90, который обладает высокой вирулентностью. Этот вид обнаружен в изолятах (культурах микробов) из Беларуси, России, Швеции. Были обнаружены 22 новых российских изолята B0/N-90, большинство из них выделены в Самарской области. «Предположительно, вспышка B0/ N-90 началась там в больнице, а затем распространилась по всей России и в других странах», – говорится в статье, опубликованной в журнале Genome Biology and Evolution.

Ученые отмечают необходимость определения взаимодействия между вирулентностью и устойчивостью к лекарственным средствам бактерий, а также для выявления мутаций в регуляторных и структурных генах вирулентности. Существование линий с различными уровнями вирулентности и людей с различными иммунными статусами предполагает разработку новых генно-инженерных вакцин, эффективных для конкретного пациента и родословных патогена. Есть перспективы для ДНК-вакцин на основе генов, участвующих в патогенезе туберкулезной палочки.

На основе своих исследований российские ученые создали каталог мутаций генов всех известных штаммов туберкулезной палочки, который поможет в выявлении новых эпидемиологически опасных штаммов, возникших в различных регионах в течение последних десятилетий.