Преступление без наказания: женское обрезание до сих пор практикуется в Дагестане
Connect with us

Лучшее за неделю

Преступление без наказания: женское обрезание до сих пор практикуется в Дагестане

Калечащие операции на женских половых органах – женское обрезание – проблема, существующая в отдельных районах Дагестана. Ежегодно в республике этой варварской процедуре подвергаются десятки и сотни девочек. Об этом говорится в новом исследовании правозащитной организации “Правовая инициатива”.

Россия в одном ряду с африканскими странами

По оценке ООН, сегодня в мире живет около 200 млн девочек и женщин, подвергшихся той или иной форме калечащих операций на женских гениталиях. Как минимум, еще 3 млн ежегодно подвергаются риску этой операции. Часть из них проживает в нашей стране, в Дагестане, где они в младенчестве проходят уродливый по своей сути и назначению обряд обрезания, отмечают авторы исследования. Россия, таким образом, оказалась в одном ряду с африканскими странами: данный ритуал проводится в более чем 30 странах Африки: В Египте, Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути, Сомали и Мали. Там до сих пор более 80 % женщин подвергаются этой процедуре.

Исследование “Производство калечащих операций на половых органах у девочек в Республике Дагестан” проводилось с 27 апреля по 16 июня 2016 года. Наибольшая часть выборки пришлась на юго-восточные районы республики: Ботлихский, Цумадинский, Цунтинский, Тляратинский районы, и Кизилюртовский, Кизлярский, Тарумовский районы – они отличаются большим числом переселенцев из высокогорных районов. В меньшей степени были затронуты Гумбетовский, Унцукульский, Гунибский районы. Опрос экспертов проводился в городах Махачкала, Кизилюрт и Ростов-на-Дону.

Исследование проводилось Саидой Сиражудиновой, к.п.н., магистром юриспруденции, докторантом ЮРИУфРАНХиГС, президентом «Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие».

Девочкам до трех лет

Решение об операции обычно принимается матерью девочки или ее старшими родственниками по женской линии, говорится в докладе. Обрезанию подвергаются девочки в возрасте от рождения до трех лет, в редких случаях – до 12 лет. По словам экспертов-хирургов, опрошенных в рамках исследования, девочкам удаляют клитор полностью или повреждают его. Многие практикующие женское обрезание переходят на его имитацию, то есть пускают кровь, делают царапину, надрез ножом, чтобы вышла кровь. В этих случаях женское обрезание имеет статус инициации и проводится только, чтобы соблюсти ритуал.

Эксперты выделили три типа калечащих операций, встречающихся в Дагестане: надрез и пускание крови, удаление кусочка от клитора, удаление клитора и малых половых губ.

“Калечащие операции на женских половых органах – страшная, дикая, вредоносная, извращенная практика по частичному или полному удалению наружных женских гениталий, нанесению других травм женским половым органам по немедицинским основаниям, – отмечается в документе. – Проведение подобных операций признается нарушением прав женщин и девочек на международном уровне, так как представляет собой крайнюю форму дискриминации и насилия. Они нарушают их права на здоровье, безопасность и физическую неприкосновенность, право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, а также право на жизнь в случае, когда эти операции приводят к смерти”.

Эксперт-гинеколог из Махачкалы засвидетельствовала для правозащитников эпизоды женского обрезания, которые имели место в ее практике: “Сколько я видела, это [делали] тляратинцы, цунтинцы и цумадинцы. Я работала раньше в Кизилюрте, там чаще это встречалось. Оно встречается и среди юждаговцев (табасаранцев, агульцев). Это делается абсолютно анонимно, не разглашается, не афишируется. Это травмирует женщин”, – сообщила она.

До настоящего времени проблема калечащих операций на половых органах у девочек в Республике Дагестан находилась в тени. Кроме небольшого количества активистов НКО, никого не волновал тот факт, что десятки и сотни девочек ежегодно становятся объектом насилия и жестокого обращения со стороны своих родных и близких, сообщают правозащитники.

“Ислам велит”

И респондентки, и эксперты часто объясняли необходимость подвергнуть девочек обрезанию, потому что это предписано исламом, отмечается в докладе. Так, имам махачкалинской мечети заявил: “В шафиитском мазхабе обрезание для девочки – это суннат ваджиб, то есть суннат, очень близкое к обязательству. Если его не совершать, значит впадать в грех”. Имам центральной мечети отметил, что обрезание “надо сделать до совершеннолетия – потом обрезание девочкам не делается”. Имам центральной мечети также объяснил, “что главное – убить у девочки сексуальное влечение и чувствительность”. “Необходимо признать, что именно эта императивная позиция, согласно которой обрезание девочкам должны делать обязательно, является наиболее значимой для большей части населения Дагестана”, – отмечают авторы исследования.

В горных районах, как показал опрос респонденток, наблюдается почти полная поддержка данной традиции. Женщины готовы сохранять практику и ретранслировать ее следующим поколениям. “Местное сообщество преимущественно уверено, что калечащие операции являются деликатной сферой традиции, религии и семьи, вмешательство в которые не допускается. На протяжении длительного времени официальные власти не предпринимали никаких действий для защиты девочек, которых подвергали боли и страданиям их матери и другие близкие родственницы”, – отмечается в докладе.

Обрезание в больнице не делают

Обрезание, как правило, делают на дому люди, не имеющие медицинского образования: “Делают кустарно, на дому, хозяйка дома. Ножницами, отрезают маленький кусочек от клитора”, “Специальная женщина весной приезжала из гор в гости к кому-нибудь, и нас вели туда, заманивая подарками”, – цитируются в исследовании рассказы очевидцев.
Часто после операции возникает воспаление и кровотечение. О случаях летального исхода, заражений, болезней ничего не известно, поскольку обрезание проводится скрытно, сам факт проведения такой операции замалчивается.

Это – преступление без наказания

С точки зрения российского уголовного права практика калечащих операций на женских половых органах – это преступление, квалифицируемое нормами УК РФ. Однако отсутствие прямого запрета на проведения операций женского обрезания препятствует эффективному применению действующего законодательства, о чем свидетельствует абсолютное отсутствие дел в российских судах.
По мнению правозащитников, женское обрезание может быть квалифицировано как причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК РФ), если имели место повреждение тазовых органов, или если имела место потеря какого-либо органа или утрата органом его функций. В случае, если женское обрезание не влечет указанных последствий для здоровья женщины, то возможна квалификация действий исключительно по ст. 115 УК РФ как умышленного причинения легкого вреда здоровью.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Лучшее за неделю