Благодаря милдронату продажи лекарств в 2016 году выросли – до 611 млрд рублей
Connect with us

Бизнес

Благодаря милдронату продажи лекарств в 2016 году выросли – до 611 млрд рублей

По данным аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за 2016 год через аптечную сеть было реализовано 4 122 млн упаковок лекарств на сумму 611 млрд рублей (в ценах закупки аптек). Это на 8,8% выше, чем в 2015 году в стоимостном выражении и на 3,4% в упаковках.

Начиная с мая 2016 года продажи лекарств в аптеках показывали положительную динамику в рублях и падение в упаковках в пределах 1-2%. С августа объемы продаж относительно периодов прошлого года стали расти не только в стоимостном выражении, но и в натуральном. В большей мере такая картина складывалась из-за раннего сезона и начала продаж противопростудных и противовирусных препаратов.

«Рынок вышел в положительную зону как в рублевом выражении, так и в упаковках. Стоит отметить, что прироста аптечных продаж в упаковках стоило ждать, так как падать было уже некуда. На протяжении последних трех лет продажи в аптеках лекарств в упаковках снижались в среднем на 3%; в результате объем с 4,5 млрд упаковок в 2012 году уменьшился до чуть менее 4 млрд упаковок. В 2016 году рынок «вытянул» 4-й квартал», – поясняет эксперт фармрынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Инфляция на лекарства в аптечном сегменте за 12 месяцев 2016 года составила 5%. Рост цен на лекарства сравним с индексом потребительских цен в целом (по данным Госкомстата, 5,4%). Традиционно более существенная инфляция на позиции, которые не относятся к списку ЖНВЛП. За год в среднем цены на данный сегмент выросли на 6,9%, тогда как на ЖНВЛП индекс цен составил 1,3%. Аптеки традиционно заметнее поднимают цены на препараты дешевого ценового сегмента: в 2016 году инфляция на препараты с ценой до 50 рублей составила 7,1%. Также рост выше среднего (6,8%) наблюдается на самый емкий ценовой сегмент (от 150 до 500 руб.). Рост цен в сегменте от 50 до 150 руб. составил 4,9%. Дорогие препараты (с ценой выше 500 рублей) стали стоить всего на 1,9% дороже, чем в декабре 2015 года.

«К сожалению, есть тенденция снижения доли дешевого сегмента как в рублях, так и в упаковках. Конечно, на снижение влияют и инфляционные процессы, то есть переход препарата из одного сегмента в другой при росте цен. Но даже если исключить данный фактор, то все равно наблюдается уменьшение доли препаратов с ценой до 50 руб. практически на 2%. Таким образом, действительно можно говорить о перераспределении рынка в сторону более дорогих препаратов», – отмечает Сергей Шуляк.

Соотношение импортных и отечественных продаж лекарственных препаратов

За 12 месяцев 2016 года доля отечественных препаратов составила 27,3% в стоимостном выражении и 57,4% в натуральном. Реализация отечественных препаратов в рублях выросла на 18%, объем продаж импортных препаратов на 6%. Таким образом, отечественные лекарства обеспечили в большей мере рост рынка, чем препараты иностранных производителей. Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в 2016 году составила 71 руб., стоимость импортной упаковки в среднем составила 253 руб.

Соотношение продаж лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска

В 2016 году доля безрецептурных препаратов составила 52,2% в стоимостном выражении и 69,1% в натуральном. При этот ОТС-препараты росли в денежном выражении на 11%, тогда как рецептурные выросли на 7%. Рост безрецептурных препаратов обеспечен больше инфляцией на данную группу, в упаковках ОТС-препараты увеличились в объеме всего на 2%, тогда как рецептурные на 5,5%. В связи с этим наблюдается снижение доли ОТС-препаратов в натуральном выражении. Конечно, на такую динамику повлияло, в том числе, и уменьшение доли дешевых препаратов в целом в аптечном сегменте, так как лекарства с ценой до 50 рублей на 80% представлены безрецептурными препаратами. Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата была на уровне 230 руб., безрецептурный препарат стоил в ценах закупки аптек в среднем 112 руб.

Соотношение продаж оригинальных и генерических лекарственных препаратов

За 2016 год доля оригинальных препаратов составила 36,5% в стоимостном выражении и 14,9% в натуральном. При этом относительно 2015 года доля продолжает сокращаться по обоим показателям. Таким образом, потребитель переключается на генерические препараты, чаще, это брендированные генерики.

Средняя стоимость упаковки оригинального препарата составила 362 руб., генерик стоил в среднем 111 руб.

Соотношение аптечных продаж ЛП по АТС-группам I-уровня в России

Структура аптечного рынка по АТС-группам 1-го уровня в 2016 году претерпела незначительные изменения. Максимальный прирост по итогам года показала АТС-группа «Противомикробные препараты для системного использования» – 20,8%, что позволило подняться в рейтинге на одно место. Такое увеличение в большей мере произошло за счет таких препаратов как «Ингавирин» (продажи выросли на 69%), «Эргоферон» (51%), «Лавомакс» (93%). Рейтинг АТС возглавляет группа A «Пищеварительный тракт и обмен веществ», ее доля составляет 19%, что существенно выше, чем емкость других АТС-групп. На втором месте по объёму остается АТС-группа «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы». Максимальный вклад в увеличение объемов продаж внесли такие бренды, как «Детралекс», «Лориста», «Милдронат».

 

Источник: DSM Group

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Бизнес