Продажи антибиотиков в России в январе-марте 2016 года в рублях снизились на 17% по сравнению с тем же периодом 2015 года, подсчитали в DSM Group. В натуральном выражении объемы продаж антибиотиков в первом квартале текущего года снизились на 23%.
Всего в 1 квартале 2016 года объем аптечных продаж антибиотиков составил 55,5 млн упаковок на сумму 7,4 млрд руб.
В общем объеме аптечных продаж доля антибиотиков в стоимостном выражении занимает 3,9%, в натуральном – 4,4%, отмечают аналитики DSM Group. В аптеках реализуется порядка 370 различных брендов антибиотиков, которые производятся 240 производителями. С учетом различных форм выпуска и дозировок в аптеках представлено более 1 тыс. наименований препаратов.
Падение продаж прежде всего объясняется низким уровнем заболеваемости ОРВИ в первом квартале 2016 года, рассказал РИА АМИ гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
«Мы видим пиковый рост заболеваемости в третью и четвертую неделю января, и этим все ограничилось. Эпидемиологический порог был преодолен только в нескольких десятках регионов. И получается, что заболеваемость не была высокой. А антибиотики используются при ОРВИ для поддерживающей терапии бактериальной инфекции. Поэтому и продажи антибиотиков упали относительно прошлого года», – считает Сергей Шуляк.
Рейтинг ТОП-10 брендов антибиотиков, составленный DSM Group, показывает, что наибольшее падение продаж показывают лидеры. Продажи препарата Амоксиклав (лидер рынка в стоимостном выражении) с долей рынка 9,1% упали в первом квартале 2016 года относительно первого квартала 2015 года на 30% в рублях и на 24% в упаковках. Сумамед с долей рынка 7,3% потерял 34% в рублях и 31% в упаковках. Флемоксин – 7,1% рынка – потерял 17% продаж в рублях и 22% в упаковках.
«Лечение антибиотиками должно носить системный характер, а все препараты данный группы относятся к рецептурным и должны отпускаться в аптеках строго по рецепту врача. Но несмотря на правила отпуска по рецепту, очень многие россияне покупают их сами, поэтому рейтинг во многом отражает их предпочтения, а не только популярность препарата у врачей. Отмечу также, что большая часть антибиотиков включена в список ЖНВЛП, то есть подпадает под государственное ценовое регулирование: в стоимостном объеме процент таких препаратов составляет 72%, в натуральном 79%», – говорит Сергей Шуляк.
ТОР-10 брендов стоимостных объёмов продаж за 1 квартал 2016 года
| Рейтинг | Бренд | Объём,
3 мес. 2016, тыс. руб. |
Доля,
3 мес. 2016, % |
Прирост 3 мес. 2016/
2015, % |
| 1 | АМОКСИКЛАВ | 512 368 | 9,1% | -30% |
| 2 | СУМАМЕД | 412 910 | 7,3% | -34% |
| 3 | ФЛЕМОКСИН | 402 036 | 7,1% | -17% |
| 4 | СУПРАКС | 306 039 | 5,4% | -13% |
| 5 | МОНУРАЛ | 200 286 | 3,6% | -3% |
| 6 | ФЛЕМОКЛАВ | 196 215 | 3,5% | -1% |
| 7 | АУГМЕНТИН | 181 074 | 3,2% | -23% |
| 8 | АМОКСИЦИЛЛИН | 168 941 | 3,0% | -28% |
| 9 | КЛАЦИД | 158 387 | 2,8% | -28% |
| 10 | АЗИТРОМИЦИН | 148 558 | 2,6% | -16% |
ТОР-10 брендов по натуральным объёмам продаж (упаковок) за 1 квартал 2016 года
| Рейтинг | Бренд | Объем,
3 мес. 2016, тыс. упак. |
Доля,
3 мес. 2016, % |
Прирост 3 мес. 2016/
2015, % |
| 1 | ЦЕФТРИАКСОН | 5 483 | 12,9% | -19% |
| 2 | АМОКСИЦИЛЛИН | 2 717 | 6,4% | -31% |
| 3 | АЗИТРОМИЦИН | 1 815 | 4,3% | -22% |
| 4 | АМОКСИКЛАВ | 1 792 | 4,2% | -24% |
| 5 | ЦЕФАЗОЛИН | 1 780 | 4,2% | -28% |
| 6 | ЦЕФОТАКСИМ | 1 550 | 3,7% | -29% |
| 7 | ФЛЕМОКСИН | 1 427 | 3,4% | -22% |
| 8 | МЕТРОНИДАЗОЛ | 1 286 | 3,0% | -8% |
| 9 | СУМАМЕД | 1 134 | 2,7% | -31% |
| 10 | ЦИПРОЛЕТ | 1 127 | 2,7% | -15% |
