Заведующий кафедрой хирургии Института дополнительного профессионального образования Челябинской государственной медицинской академии, президент Евро-Азиатской ассоциации ангиологов и сосудистых хирургов, профессор, доктор медицинских наук Алексей Анатольевич Фокин рассказал РИА АМИ о современных методах лечения ишемии нижних конечностей.
— Какое внимание на сегодняшний день уделяется лечению ишемии нижних конечностей?
— Прежде всего, надо учитывать, что больных с критической артериальной недостаточностью нижних конечностей очень много. Настоящей статистики по распространению этого заболевания в России нет, но по косвенным данным можно предположить, что в нашей стране их не менее 1,5 млн человек. Это самая скромная оценка, в реальности их, вероятно, больше. Лечение таких больных, как правило, осложняется тем, что большинство пациентов поступает намного позже проявлений начальной стадии заболевания, когда главным симптомом болезни является перемежающаяся хромота, боли при ходьбе в икроножных мышцах.
Более того, по российской статистике, свыше 50% больных обращается к врачу при болях в состоянии покоя, когда больной не может спать ночами. В это время у пациента уже развивается некроз и язвы, то есть, по сути, наступает гангрена конечностей, поэтому в лечение данного заболевания существует своя специфика. Прежде всего, пациента надо лечить вовремя, чтобы не допустить гангрены, когда оказание помощи при любых, даже самых современных методах лечения, становится бесполезным.
Поэтому первая ошибка — оставить больного без терапии. Даже при установленном диагнозе за пациентом скорее наблюдают, чем лечат, притом, что лечение должно проводиться на всех этапах заболевания, независимо от его степени.
Поскольку большинство больных, которые попадают к нам — это пациенты в некомпенсированной стадии с болями в состоянии покоя, язвами и некрозами, то традиционный способ их лечения — хирургический, то есть попытка восстановления кровообращения в конечности путем инвазивного вмешательства. Эффективность такого метода зависит от многих составляющих, он сложен и не всегда оканчивается врачебной удачей.
В последние десятилетия ситуация изменилась к лучшему за счет появления новых медикаментов для лечения артериальных нарушений на нижних конечностях. Первыми появились препараты из группы простагландинов, которые увеличивают проницаемость капилляров, тормозят агрегацию тромбоцитов, и задерживают образование тромбов. Эти препараты относятся к традиционным способам медикаментозного лечения, но в последнее время в практику врача входят препараты клеточной и генной терапии.
— Что это за препараты и методы?
— Метод клеточной терапии применяется в основном при заболевании сердца. Разработанного метода применения стволовых клеток при ишемии нижних конечностей пока нет, как нет и конкретных результатов исследований, все методики такого типа находятся на стадии экспериментов. В печати появляется отдельные сообщения о проведении подобных исследований, но никакой конкретной методики лечения, к сожалению, так и не существует. Зато разработаны подробные схемы для лечения клеточным методом ишемической болезни сердца. Например, если больному, уже перенесшему инфаркт, делают шунтирование по поводу ишемии, желательно не только восстановить кровообращение, но и улучшить регенерацию в области инфарктного рубца. И в этом случае в зону вводятся препараты стволовых клеток. То есть, клеточная терапия проводится в помощь хирургическому вмешательству в сочетании с операцией по восстановлению кровообращения. Если же операция невозможна, такая терапия может проводиться в качестве самостоятельного лечения.
Первые сообщения о подобных разработках появились лет 15-20 назад, но до сих пор терапия стволовыми клетками является, скорее, экзотикой, чем рутинной практикой. Долгое время сдерживающим элементов ее внедрения было законодательство, особенности которого затрудняли применение стволовых клеток, однако, в настоящее время эти факторы устранены. До сих пор существуют некоторые трудности в подготовке клеточного материала, но в целом методика легализована и успешно применяется в Центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева.
— Почему клеточная терапия не используется при терапии нижних конечностей?
Прежде всего нужно помнить, что наилучшим вариантом лечения нижних конечностей до сих пор является реваскуляризация, то есть восстановление кровообращения, которая на сегодняшний день достигается не только в виде традиционных операций, но и за счет эндоваскулярных методов — установления стентов, и реканализациия непроходимых сегментов артерий. Получение препаратов клеточной терапии является сложным процессом и требует специфического оснащения, так как препараты производятся из собственного пунктата больного, то есть сложности, связанные с лечением по клеточной методике в данном случае не оправдают себя.
В отличие от клеточных методов, генная терапия основана на применении готовых лекарственных форм, препарата Неоваскулген, который появился на рынке пять лет назад. Препарат создан в Институте Стволовых Клеток Человека в Москве, прошел этап всех клинических испытаний, и в последние годы оценивается уже не новизна его действия, а варианты наилучшей эффективности при разных методах терапии. Препарат представляет собой стимулятор эндотелиальных факторов роста сосудов, за счет которых идет развитие дополнительных мелких кровотоков конечностей, берущих на себя функции закрытой в результате атеросклероза старой кровеносной системы больного. То есть, из микроскопических сосудов развиваются более крупные, которые в итоге, компенсируют кровообращение в конечности. Вводится препарат в мышцы конечностей ниже колена, то есть терапию можно производить даже амбулаторно.
Ограничения в его применении являются в основном экономическими — стоимость Неоваскулгена довольно высока, однако если учесть, что альтернативой лечению является ампутация конечности больного, его экономическая выгода не вызывает сомнений. Стоит отметить, что методики генной инженерии вообще очень дороги и такие препараты должны ориентироваться на государственную поддержку.
Три четверти больных, прошедших терапию в нашем институте, показали улучшение состояния конечностей, и у двух третей эффект был настолько значителен что позволил спасти ногу. К сожалению, нескольким пациентам помочь не удалось, однако во многом это вызвано тем, что больные поступали к нам уже в состоянии выраженной гангрены. Для проявления эффекта терапии требуется минимум месяц, и в ряде случаев гангрена уже настолько распространена, что просто не хватает времени.
— По каким критериям вы оцениваете эффект от лечения?
— Главным критерием является постепенное исчезновение болей, зарастание некрозов и трофических изменений. Впрочем, на терапии Неоваскулгеном лечение не заканчивается, далее необходимы усилия как от врача и от больного, однако препарат стабилизирует заболевание, после чего появляется возможность применять традиционные и более дешевые методы лечения. Так что Неоваскулген не средство полного излечения от ишемии, а реальная возможность спасти ногу от ампутации для последующей долгосрочной терапии.
— Бывают ли случаи, когда Неоваскулген является единственным способом лечения ишемии нижних конечностей?
— Несомненно. Пациенты, которые пришли к применению Неоваскулгена, как правило, имеют опыт в применении других высокоактивных сосудистых препаратов, которые им не помогли. Кроме того, некоторые люде не желают оперироваться даже при возможности улучшить кровообращение хирургическим путем. В этих случаях Неоваскулген является альтернативным вариантом лечения. Кроме того Неоваскулген может эффективно применяться при лечении диабетической стопы.
Особенность Неоваскулгена в том, что у него нет системного воздействия, это препарат местного применения. Так что, по существу, единственным противопоказанием является тяжелая распространенная гангрена. В такие ткани препарат вводить нельзя, все остальное — относительные показатели. Кроме того, препарат может применяться при лечении больных сахарным диабетом, так как не влияет на течение этого заболевания. Не оказывает он и влияния на развитие онкологических новообразований.
— Насколько распространена терапия Неоваскулгеном?
— К сожалению, количество пациентов, к которым применяется эта методика, до сих пор невысоко. Я курирую в Челябинске три отделения сосудистой хирургии, и в месяц мы делаем один-два курса на все три отделения, причем больные приобретают Неоваскулген за свой счет. Учитывая общее количество больных, которые обращаются к нам с проблемами ишемии нижних конечностей, хотелось бы, чтоб препарат применялся чаще.
You must be logged in to post a comment Login