Генеральный директор аптечной сети «Неофарм», председатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей Евгений Нифантьев — о дальнейшем развитии розничного рынка.
На протяжении многих лет мы наблюдали лидера по обороту — аптечную сеть «Ригла». Она развивается очень агрессивно, но при этом соблюдает честную конкуренцию и ведет себя вполне этично и корректно по отношению к другим участникам рынка. Но в последние годы на нашем фармацевтическом небосклоне засияла новая звезда. Это старая компания с новым лицом – «Аптечная сеть 36,6».
Я бы хотел задаться вопросом: что есть лидерство? Лидерство – это не только высокие обороты. Это то, когда весь рынок должен смотреть на лидера и понимать, что он является примером. Так вот, готовы ли мы к тому, что для нас примером будут являться информационные войны и отказ от исполнения обязательств при покупках других аптечных сетей? У меня такое ощущение, что рынок может не выдержать еще пару таких сетей – консолидаторов. И то, что мы с вами строили 25 лет, может быстро рухнуть, а участники этого рынка окончательно потеряют доверие друг к другу.
На нашем рынке появилось такое понятие, как злокачественная консолидация. Консолидация, в принципе, это хороший и правильный процесс. Но при ней должны соблюдаться некие правила. Если они не будут соблюдаться, то будут надуваться мыльные пузыри. Я хотел бы вам напомнить жизненный цикл любого мыльного пузыря: сначала он надувается, потом по нему идут красивые разводы, а потом он лопается. Давайте попробуем представить, что будет с нашим рынком, если из единичного случая это перейдет в систему и превратится в такую недобросовестную консолидацию?
Думаю, что может последовать системный кризис в отрасли, а производители будут поддерживать таких консолидаторов и убивать сложившуюся систему дистрибуции. Сейчас на рынке сложилась такая ситуация: неважно, как ты управляешь своей аптечной сетью. Важно то, сколько у тебя аптек, какая доля у тебя в регионе, и если она высока, то производители могут простить тебе любые долги, которые возникли у тебя перед ними. Один из фармпроизводителей отметил, что он не может не работать с аптечной сетью, у которой 40% рынка. Я думаю, что продукция любого крупного производителя — востребованная, брендированная. Думаю, если люди не нашли лекарства в одной аптеке, они обязательно найдут его в другой.
У нас не только такого рода угрозы. За последние полтора года усилилось давление со стороны продуктовых сетей на тему того, чтобы ввести безрецептурные лекарственные препараты в продуктовые сети. Они хотят это сделать, не лицензируя свои точки. А это 40% объема аптечных продаж и более половины маржи аптек, которые могут быть выведены из аптечных сетей. Это тоже может стать серьезным вызовом для рынка и серьезной проблемой. Мы, Российская ассоциация аптечных сетей, объединившись с другими отраслевыми ассоциациями, пытаемся этому противодействовать, начиная с 2008 года. Ведь совершенно понятно, кто кого съест. Потому, что лидеры продуктового ритейла, такие, как «Магнит», по размеру сопоставимы со всем нашим фармацевтическим рынком.
Еще одна проблема: с большой долей вероятности в 2017 году будет легализована онлайн-торговля лекарствами. Благо это или минус для нашей области? Всем известно, что многие аптечные сети или отдельные аптеки развивают это направление и хотят быть легализованы на этом рынке. С этой стороны, это, конечно, очень хорошо. Но надо понимать, что после его легализации в 2017 году, большое количество профессиональных онлайн-продавцов придут на этот рынок. Они гораздо более компетентны с точки зрения доставки, чем наши сегодняшние участники рынка.
Какие у нас прогнозы? Как пойдет рынок? Если он пойдет путем «поглощение без принятия обязательств», то он может превратиться в хаос. А рынок очень хрупкий. С ним надо быть очень осторожным и не в коем случае не кидать.
Использованы фрагменты выступления Евгения Нифантьева на Российском фармацевтическом форуме в Санкт-Петербурге
You must be logged in to post a comment Login