РИА АМИ запускает новый сайт. Чтобы попасть на него, кликните здесь.
open 26 мая 2016 Архив

Отрасль


Давид Мелик-Гусейнов предложил ряд инициатив по улучшению положения дел в региональном здравоохранении
   25 декабря 2014 22:01

Wide_u4444444444d-2

На прошедшем в Москве заседании Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ эксперт системы здравоохранения, директор Центра социальной экономики, член Общественного совета, к.ф.н. Давид Мелик-Гусейнов поделился своим видением актуальных проблем в сфере здравоохранения и рассказал о шагах по их преодолению, которые могут быть приняты на федеральном уровне. Для этого, по его мнению, Министерству здравоохранения России необходимо провести ряд инициатив.

Оценка качества

Давид Мелик-Гусейнов в частности сказал, что оценка хода реализации федеральных и региональных программ в области здравоохранения выявила рад существенных недоработок, нуждающихся в подробном анализе. В рамках работы по определению основных проблем региональной политики, было опрошено 47 субъектов регионального здравоохранения. К наиболее действенным мероприятиям, повышающим эффективность работы региональных систем, по мнению специалистов, относится популяционная профилактика, и ведущую роль в ней играют здоровое питание, борьба с избыточным весом, ограничения употребления алкоголя и табака, физическая активность.

Существенной проблемой является мотивация жителей на выполнение простых правил здорового образа жизни. «К сожалению, — сказал Мелик-Гусейнов, — в течение десятилетий у населения сложилось потребительское отношение к медицине, уверенность в том, что человек не несет никакой ответственности за свое здоровье. Кроме того профилактические мероприятия не являются эффективными, так как выполняются теми же самыми медицинскими работниками, которые ранее преимущественно занимались лечением заболеваний».

В связи с этим, по мнению представителей региональных органов здравоохранения, Минздраву необходимо предложить регионам включать в свои программы мероприятия по популяционной профилактике, разработать предложения по внесению поправок в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых говорится об обязанностях населения по сохранению своего здоровья, а также инициировать обсуждение роли участкового врача в профилактике заболеваний.

Новые технологии

По мнению Мелика-Гусейнова, обратить особое внимание следует и на внедрение новых технологий. Как известно, такие технологии стоят дорого, и региональным органам сложно принимать решения о внедрении инноваций, не понимая их значимости. К сожалению, местные департаменты здравоохранения практически не мотивированы на внедрение новых технологий на местах. В качестве локомотивных тезисов, продолжает он, Минздраву следует предложить методические рекомендации по социально-экономической оценке медицинских технологий, внести на обсуждение поправки к федеральному закону № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд, допускающие введение в систему здравоохранения офсетных сделок, распространенных в оборонной и космической промышленности. Наконец, необходимо разработать меры по улучшению мотивации регионов к использованию современных технологий, создав, в частности, систему индикаторов таких технологий.

По мнению эксперта, значительную роль в современных технологиях играют информационные платформы, но они также требуют материальных вложений. Кроме того, существенным тормозом внедрения IT-технологий в повседневную практику является человеческий фактор, например, пользователям старших возрастных категорий бывает сложно принять инновационные методики. Усиливает проблему отсутствие взаимных интеграций региональных IT-технологий, которые в настоящее время существуют автономно. В связи с этим, заявил Мелик-Гусейнов, Министерству необходимо предложить к обсуждению проекты стандартов информатизации регионального здравоохранения, внедрять в практику зональные сертификаты для врачей старшего возраста для улучшения навыков пользования компьютером. Кроме того, необходима рекомендация ведомства относительно единого информационного решения, способного интегрироваться во все элементы региональной медицинской помощи.

Государственно-частное партнерство

Следующий важный момент, по мнению эксперта системы здравоохранения, связан с постепенной демонополизацией государственной системы, приходом частных игроков и развитием государственно-частного партнерства. По словам Мелика-Гусейнова, в настоящее время отмечается слабая вовлеченность частных инвесторов в региональные целевые программы по причине локализации их со стороны государственных структур. Отсутствует федеральный императив к организации проектной деятельности по типу ГЧП в здравоохранении. В этой связи, как подчеркивает спикер, Минздраву следует обратить внимание на привлечение частных организаций к участию в таких программах, включающих как скрининговые, диспансерные наблюдения, так и оказание первичной медицинской помощи. Следует также допустить в ГЧП в проекты, не связанные с инфраструктурой и строительством, продолжает он, внести законодательные изменения, допускающие государственно-частное взаимодействие, чтобы у регионов были легитимные права в запуске подобных проектов.

Развитие региональной инфраструктуры

В настоящее время отмечается рост уровня контроля качества предоставляемой медицинской помощи. Во многих российских регионах преобладают небольшие поселения, однако реально профильная помощь оказывается только в крупных областных центрах, отмечает директор Центра социальной экономики. В этой связи регионам необходима наглядная карта, в которой содержались бы рекомендации по развитию собственной инфраструктуры в плане оказания специализированной помощи с учетом удаленности населенных пунктов и транспортной доступности. Особенно это касается территорий, где проходит граница между субъектами Федераций, и возникают сложности в плане доставки пациента до места получения помощи. Известно, что в некоторых регионах дорогостоящая техника простаивает из-за недостатка пациентов, которые обеспечили бы ее окупаемость, поэтому необходимо подготовить рекомендации к использованию высокотехнологического оборудования, исходя из плотности населения и приемлемой производственной загруженности.

Кадровые диспропорции

Основная проблема регионов — потребность в квалифицированных кадрах, считает эксперт. Большинство выпускников медицинских вузов предпочитает работать в мегаполисах, из-за чего в условиях отсутствия государственного распределения отрасль постоянно сталкивается либо с нехваткой кадров, либо с нерациональным их распределением. Связи с этим, Мелик-Гусейнов считает, что Минздраву следует рассмотреть возможность распределения студентов медицинских ВУЗов, отучившихся на бюджетных местах.

Трехуровневая оценка

В заключение Мелик-Гусейнов остановился на способах получения адекватной оценки уже реализованных программ. Такую оценку, по его мнению, необходимо делать трехуровневой: внешняя оценка независимых специалистов, которые не имеют отношения к программам, оценка сотрудников организаций, не участвующих в программах, и оценка самих участников программы. Эти три группы экспертов дадут наиболее объективную оценку стратегий, реализуемым как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Министр «Открытого правительства» Михаил Абызов, комментируя слова Мелик-Гуссейнова, отметил, что в качестве экспертного сообщества может выступать Общественный совет. Он независим от профильных министерств, а единственный заказчик его работы — само общество, которое делегирует Совету право осуществлять представительские функции, функции осуществления гражданского контроля и обеспечения обратной связи с точки зрения оценки эффективности проведения государственной политики, в частности, в сфере здравоохранения. Говоря о возможностях обсуждения актуальных проблем, Михаил Абызов процитировал слова Министра здравоохранения Вероники Скворцовой: «Никаких тем, которые не могут быть обсуждены на совместных заседаниях с участием Минздрава, не существует, особенно если эти вопросы требуют немедленного решения».

За полгода работы, по словам Абызова, Общественный совет уже столкнулся с проблемами, требующими активного диалога. Среди приоритетов, которые должны быть вынесены на незамедлительное обсуждение, — прозрачность государственных закупок и ведомственные планы по исполнению указа Президента по противодействию коррупции. Необходимо обеспечить широкое общественное обсуждение значимых нормативных актов с привлечением пациентских организаций, медицинских сообществ, научных организаций и региональных площадок. Кроме того, в программу реализации стандартов открытости необходимо добавить модуль по работе первичного медицинского звена и региональных министерств здравоохранения.

Как рассказал Абызов корреспонденту РИА АМИ, кроме создания общественного резонанса, Общественный совет имеет практические рычаги воздействия на эффективность исполнения программ. При Кабинете министров, пояснил он, действует комиссия по вопросам «Открытого правительства», и если программы исполняются неэффективно, Общественный совет имеет полномочия обратиться в эту комиссию. Если же по результатам рассмотрения необходимо будет дать соответствующе обязательное указание для Министерства, то правительственная комиссия имеет все правовые возможности для подобных действий.

 

Ярослав Агафонников


комментарии
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий

Email:

Пароль:

Войти
запомнить меня
АВТОРИЗАЦИЯ
Off


запомнить меня
РЕГИСТРАЦИЯ
Off



ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Off