open 25 мая 2016 Архив

Отрасль


Татьяна Семенова: задача аккредитации – показать, может ли врач осуществлять свои трудовые функции
   10 февраля 14:43

Wide_семенова

Министерство здравоохранения РФ создаст совет, задачей которого станет оценка стратегии развития кластеров на территории России.Свою работу совет начнет в начале следующего месяца, а в его состав войдут, как представители кластеров, так и независимые эксперты. Необходимость ускорения развития кластеров вызвана задачами, связанными с переформатированием функционала медицинских профессий и появлением нового профессионального стандарта, а также в связи с переходом на обязательное непрерывное образование.

О задачах и методах аккредитации рассказала директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова на совещании с деканами стоматологических факультетов, прошедшем в Москве 8 февраля.

В настоящий момент, по словам Семеновой, Минздрав РФ создает новый образовательный портал. Институты, имеющие государственную лицензию и аккредитацию, будут допущены к регистрации на портале без экспертной оценки, программы образовательных учреждений, предоставляющих услуги в рамках образовательного сертификата, будут отбираться с участием федерального фонда ОМС, оплачивающего эти услуги. Платные организации будут проходить экспертный отбор Минздрава и оценку профессионального сообщества.

Семенова, считает, что путь узкой специализации, принятый в России еще несколько лет назад, оказался непродуктивным. Эффективным представляется наличие нескольких крупных унифицированных специальностей, при этом индивидуальная «траектория» развития врача должна быть более мягкой, мультидисциплинарной. В связи с этим целесообразно перевести пять основных специальностей стоматологии на одну ключевую базу с последующим перепрофилированием, в том числе и через модуль профессиональной переподготовки в рамках непрерывного медицинского образования.

Серьезной проблемой профессионального стоматологического сообщество, добавила Семенова, является переизбыток специалистов. В частности, в этом году ожидается выпуск стоматологов в 49 субъектах федерации, при этом единой оценки профессионального качества выпускников до сих пор нет. С этой задачей должна справиться первичная аккредитация –профессиональная аттестация выпускников. В этом году под первичную аккредитацию попадают провизоры и стоматологии. Все молодые специалисты должны будут пройти ее, независимо от того, в каком направлении он намерены развиваться. В частности, аккредитация будет обязательным условием поступления в интернатуру, ординатуру и для работы в первичном звене.

В дальнейшем, сказала Семенова, необходимо добиться такого положения, чтобы свидетельство об аккредитации стало персональным ID медицинского работника с занесением его в единую базу — федеральный регистр медицинских работников. Кроме того, необходимо прописать норму, при которой отсутствие аккредитации станет основанием для приостановления индивидуального допуска к медицинской деятельности.

Первичная специализация, продолжила Семенова, в обязательном порядке содержит теоретическое тестовое задание. В течении двух лет профессиональное сообщество предлагало различные варианты таких заданий, однако они относились к разным уровням подготовки и в таком виде не отвечали поставленным задачам. Поэтому усилиями независимых специалистов все тесты были приведены к группе А — самому простому варианту тестирования, когда на каждый вопрос существуют лишь четыре варианта ответов. В настоящее время на сайте методического центра реализована возможность репетиционного экзамена, причем количество попыток прохождения тренировочных тестов не ограниченно, при этом в репетиционном блоке будет представлена полная база вопросов теоретической части.

Вторым этапом аккредитации является общеклинический стуркутрированный экзамен, который пройдет на базе станций, описанных в единых чек-листах. Экзамен будет делиться на две группы. Первая группа —проверка общеклинических навыков, которыми должен владеть любой специалист. Вторая группа — мониторинг практических умений по специаильности.

Третья часть аккредитации — клинические кейсы, описания случаев, на основании которых молодой специалист должен определить характер заболеваний и разработать стратегию лечения. Такие случаи также будут опубликованы на сайте методического центра, и, хотя их описания не будут исчерпывающими, в целом они будут информативны для понимания характера заданий.

В связи с необходимость определения охвата аккредитации, Минздрав направил в образовательные учреждения серию запросов относительно количества выпускников и представителей профессорско-преподавательского состава, желающих принять участие в работе, так как члены комиссии должны пройти соответствующую подготовку. Если Минздрав оперативно получит ответы на свои запросы, то уже в апреле сложится четкое понимание где и как пройдет аккредитация 2016 года.

При адекватном материально-техническом обеспечении свои площадки для аккредитации предоставят профильные вузы. В состав независимой аккредитационной комиссии войдут представители профессионально-образовательного сообщества и потенциальные работодатели, в том числе из негосударственных сетей. Окончательное утверждение аккредитационной комиссии возложено на Министерство здравоохранения РФ с учетом рекомендаций вузов, причем профессиональным сообществом предложено не включать в комиссию педагога из вуза, выпускающего данного специалиста.

Если материально-техническое оснащение не позволяет вузу проводить аккредитационные мероприятия, площадку предоставит Минздрав. Если условий для сдачи нет во всех образовательных организациях региона, аккредитация будет проводиться с использованием мощностей соответствующих стоматологических медицинских организаций других субъектов.

Государственные экзамены и аккредитация, сказала Семенова, могут проходить одновременно, но они не должны быть совмещены, так как ГИА проводится по требованиям ВУЗа, но аккредитация проходит по стандартизированным единым требованиям Минздрава, при этом контроль и надзор за ее проведением осуществляют не образовательные структуры, а территориальные органы Росздравнадзора. Процедура ГИА регламентирована нормативными документами, процедура аккредитации проводится аккредитационной комиссией со сдачей протоколов непосредственно в Минздрав и полным контролем всех ее этапов. В будущем, продолжила Семенова, когда качество образования достигнет соответствующего уровня, ГИА и аккредитация будут проходить слитно, однако не по регламенту ГИА, а по стандартам независимой аккредитации.

Глобальное различие аккредитации и диплома об образовании в том, пояснила она, что аккредитация медицинского специалиста проходит далеко не по всем образовательным программам, то есть рамки диплома намного шире, чем рамки профессиональной аттестации. «Диплом говорит о том, что специалист прошел программу государственного образовательного стандарта. Аккредитация указывает на то, что этот человек способен осуществлять трудовые функции, которые перечисленные в профессиональном стандарте. Аккредитация —это переход на систему непрерывного медицинского образования, где каждый выбирает свою образовательную траекторию. Кроме того, здесь зачитываются соответствующие образовательные мероприятии в рамках форума или конгресса. Это значит, что через пять лет, накопив всю свою образовательную активность, специалист имеет возможность пройти дальнейшую аккредитацию и, показав свое профессиональное и образовательное портфолио, подтвердить свое право работать по выбранной специальности», - рассказала она.

Ярослав Агафонников


комментарии
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий

Email:

Пароль:

Войти
запомнить меня
АВТОРИЗАЦИЯ
Off


запомнить меня
РЕГИСТРАЦИЯ
Off



ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Off