Страховщики нужны пациентам - Новости медицины, здравоохранения и фармакологии - РИА АМИ (АМИ-ТАСС)
Connect with us

Новости

Страховщики нужны пациентам

Страховщики являются основным элементом защиты прав пациентов в российской системе здравоохранения. Это основной вывод круглого стола «Страхование и качество жизни», прошедшего в рамках IX Всероссийского конгресса пациентов, который состоялся в Москве 28-30 ноября 2018 г. «Только недавно пациентское сообщество стало рассматривать страховщиков как партнеров и союзников в деле защиты прав российских пациентов», – заявил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, на встрече представителей страховых компаний с пациентскими организациями.

Проблематику мероприятия сформулировал модератор дискуссии вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов. Страховщики видят задачу в том, чтобы поделиться с пациентским сообществом информацией о том, как страховые медицинские организации (СМО) во взаимодействии с ФФОМС и Центробанком   помогают гражданам отстаивать право на доступные и качественные медицинские услуги, а также о значении страхования жизни и здоровья для роста благополучия наших граждан. «Страховщикам и пациентским организациям необходимо вместе работать над совершенствованием медицинского страхования и его сочетанием с другими видами страхования, что позволит сформировать гармоничную систему социальной защиты гражданина от целого комплекса рисков».

Отметив значение страховых компаний в обеспечении доступа населения к бесплатной медицине, заместитель председателя Федерального фонда ОМС Елена Сучкова обратила особое внимание собравшихся на успехи последних 2-3 лет, которые связаны с формированием института страховых представителей. Именно они взяли на себя решение сложной задачи – согласовать интересы пациентов и врачей. «Та обратная связь, которую мы сейчас выстраиваем с пациентами, те возможности, которые открываются в плане реализации прав пациента – это большой прорыв. Теперь мы можем оперативнее реагировать на острые вопросы. Жалобы есть и будут, но меняется их структура – они становятся более сложными. И это хорошо. Это показывает, что страховые представители успешно работают с наиболее массовыми запросами».

Высокий интерес участников конгресса пациентов вызвали доклады представителей страховых компаний Алексея Старченко («Капитал МС») и Алексея Березникова («АльфаСтрахование-ОМС»). Профессор Старченко подробно рассказал делегатам о правах и возможностях онкологических больных, о международных стандартах, на внедрении которых настаивали страховые компании. «Участие наших специалистов, онкологов и химиотерапевтов в разработке международных клинических рекомендаций и стандартов, а затем использование их на практике здесь у нас – это большой плюс. 80-процентная выживаемость наших детей после обнаружения онкологического заболевания гарантируется исключительно исполнением международных рекомендаций. До подключения к этим протоколам показатель не превышал 10-15%».

Алексей Березников познакомил участников круглого стола с успешными практиками повышения эффективности лечения. Так, после обращения пациентов к страховым представителям в одном из регионов профессионально выстроенная маршрутизация повысила доступность медицинских услуг более чем для 280 тысяч пациентов. А система межведомственного взаимодействия, основанная на работе координационных советов, показала свою эффективность: в одном только Брянске за полгода доля нарушений в лечении острого коронарного синдрома снизилась с 57% до 17%.

Генеральный директор «PPF Страхование жизни» Сергей Перелыгин рассказал о проблеме неполноты информации о пациенте, состоянии его здоровья и лечении, с которой сталкиваются страховщики жизни, и о последствиях, к которым она приводит. По его словам, особенно остро этот вопрос стоит при оказании услуг тяжелобольным, когда ни сами больные, ни их родственники практически не могут получить страховые возмещения. Абстрактная защита прав человека на сохранение информации, которая сейчас применяется медицинскими организациями, иногда может стоить пациенту здоровья или даже жизни.

Тему информационного обмена между медицинскими учреждениями, Минздравом и страховыми компаниями поддержала начальник управления регулирования деятельности на рынке страхования департамента страхового рынка ЦБ РФ Ольга Шелепнева. По оценке регулятора, отсутствие информации о пациенте не позволяет страховым компаниям верно оценить риски. Это ведет к затягиванию процедур, как на стадии заключения договоров, так и при страховых выплатах, что фактически нарушает права пациента. В этой связи «Банк России выступает с законодательной инициативой – с согласия застрахованного лица страховые компании должны получить доступ к информации о пациенте, которая необходима для оказания ему полноценной медицинской помощи. Со своей стороны, медицинские учреждения будут обязаны эту информацию предоставить. Но еще раз повторюсь, доступ может быть осуществлен только с согласия самого гражданина», – заявила она.

Второй важный момент для развития страховой медицины, на котором остановилась Ольга Шелепнева, – целесообразность интеграции страховых компаний в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, которая начала работать с 1 января 2018 года. Решение этого вопроса необходимо не столько страховым организациям, сколько самим пациентам, которые будут освобождены от необходимости самостоятельно собирать все справки, чеки об оплате и другие документы для получения положенных им страховых выплат.

Необходимость решения этой проблемы нашла отражение и в итоговой Резолюции круглого стола «Страхование и качество жизни»: «Признавая право пациента единолично определять круг субъектов, которым он доверяет свои персональные данные в части жизни и здоровья, участники Конгресса считают целесообразным на законодательном уровне зафиксировать принципы информационного обмена, позволяющие при наличии письменного согласия пациента осуществлять передачу указанных сведений между заинтересованными субъектами права».

Однако ключевые положения итогового документа были связаны с более широким спектром проблем. В первую очередь с необходимостью «продолжить работу над построением пациентоориентированной модели отечественного здравоохранения с погружением в нее классических страховых принципов при активном вовлечении граждан в осознанное потребление медицинских услуг, знания и использования своих прав и механизмов защиты, предоставляемых им государством через своих представителей – СМО».

Кроме того, «участники круглого стола полагают необходимым усилить взаимодействие гражданского (пациентского) и страхового сообщества с целью максимального информирования граждан об их правах при получении медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования и возможностях, предоставляемых добровольными видами страхования, повышения уровня приверженности населения к здоровому образу жизни, разработки совместных предложений по оценке и совершенствованию деятельности субъектов и участников существующей системы страховой защиты».

В заключительном слове Юрий Жулев предложил страховщикам объединить усилия в таргетировании национального проекта по здравоохранению, в котором защита прав пациентов пока свелась только к доле прошедших диспансеризацию. Это существенно сужает поле деятельности и страховых компаний и пациентских организаций.

 

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) — единый союз профессиональных участников страхового рынка на федеральном уровне. ВСС призван координировать деятельность своих членов, представлять и защищать их общие интересы в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти. В состав объединения входят 222 страховых организации, включая ведущие страховые медицинские организации, среди которых ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «СК «Ингосстрах-М», ООО ВТБ МС, ООО «РГС-Медицина», АО «СК «СОГАЗ-Мед», ООО «СМК РЕСО-Мед», ООО МСК «Медика-Восток» и многие другие.




еще in Новости