Ученые получили первые успешные результаты испытания персонализированных вакцин против рака

Персонализированные противораковые вакцины могут оказаться более безопасными и эффективными, чем используемые иммунологические терапии. Онкологи из нескольких стран провели независимые исследования и клинические испытания таких вакцин и получили обнадеживающие результаты, говорится в статье, опубликованной в Nature.

Группа ученых из Института рака Дана-Фарбера в Бостоне (США) во главе с Кэтрин Ву лечила шесть пациентов с меланомой. Для каждого была составлена вакцина, содержащая до 20 фрагментов белка, соответствующих мутациям в их опухолях. Всем участникам опухоли были удалены, после чего применялась терапия персонализированными вакцинами. Через 25 месяцев у четырех участников не было рецидивов. Двум другим с рецидивирующей формой рака была проведена иммунотерапия, блокирующая белок PD-1, вследствие чего наступила полная ремиссия. Кроме того, через два года кровь пациентов по-прежнему содержала Т-клетки против меланомы, что свидетельствует о последствиях вакцины, сказала Ву.

Группа ученых из Университета Майнца в Германии лечила 13 пациентов с меланомой вакцинами, содержащими РНК, кодирующую до 10 мутированных белков у каждого пациента. У восьми пациентов спустя больше года не было рецидивов. У пяти участников опухолей распространились к моменту получения вакцины. Состояние усугублялось у двух из них. Еще у одного наступила полная ремиссия после применения ингибитора PD-1.

Первичные вакцины против рака уже показали, что они провоцируют иммунные реакции у людей, но новые испытания впервые оценивают эффективность иммунных ответов в борьбе с опухолями. Цифры малы, и в испытаниях не было контрольной группы, но результаты обнадеживают, говорит онколог и иммунолог из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) Роберт Шрайбер. Он отмечает, что большие испытания в научных кругах и промышленности продолжаются, и исследователи особенно заинтересованы в объединении вакцин с ингибиторами PD-1. Специалисты планируют приступить ко второй фазе клинических испытаний вакцины. Также предстоит определить эффективность лекарства в борьбе с другими видами рака.