Держите связь

Здравоохранение

Татьяна Кусайко: «Человек будет здоров, если он мотивирован на здоровье»

Татьяна Кусайко

В Государственную Думу поступил новый проект федерального закона «Об обеспечении здоровья детей». О том, какие инициативы предполагает осуществить этот документ и какие профилактические меры необходимы в России для защиты детского здоровья, корреспонденту РИА АМИ рассказала член комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко.

 

Татьяна Алексеевна, что представляет собой проект закона о здоровье детей?

Проект федерального закона «Об обеспечении здоровья детей», предполагает собрать в единый документ нормы отечественного и международного права в отношении обеспечения детского здоровья. В этом проекте закона уделено серьезное внимание лекарственному обеспечению детей. Это важно, так как в педиатрии существуют определенные ограничения в назначении лекарственных препаратов, которые в основном связаны с расчетом дозы на килограмм веса или на годы жизни ребенка. Педиатрических форм многих лекарственных препаратов просто не существует, и это весьма негативно отражается на эффективности лечения ребенка. В свое время в России было ликвидировано производство порошковых форм лекарств, и теперь приходится рекомендовать родителям такие неудобные дозы, как одну треть, одну восьмую или одну десятую часть таблетки. Раздавить таблетку и разделить ее на несколько частей довольно трудно, и для того чтобы мы могли точно рассчитать количество лекарства, оно должно быть в доступной форме. Если доктор выписывает рецепт в соответствии с правилами расчета, то изготовление препарата для ребенка полностью становится зоной ответственности врача. А где гарантия, что родители точно определят необходимое количество средства, да еще если его так сложно отмерить? Если этот закон поможет решить вопрос педиатрических форм лекарств, это будет большим облегчением в лечении ребенка.

Одна из статей нового законопроекта посвящена профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Это очень серьезная проблема, которая отражена и в Стратегии формирования здорового образа жизни. Необходимо добиваться снижения заболеваний, которые можно предотвратить путем вакцинации, но для этого нужно, прежде всего, доказать родителям необходимость прививок. Разумеется, эффективность вакцинации доказывает многолетний опыт. Приведу пример: еще будучи ребенком я видела корь — ею болела моя сестра, а за время учебы в институте мы не могли уже осмотреть больных корью — их попросту не было, только на старых картинках. Сегодня множественные отказы от профилактических прививок приводят к потере популяционного иммунитета, и это резко повышает вероятность инфекционных заболеваний, победа над которыми казалась нам окончательной.

Актуальность вакцинации обусловлена также и ростом миграции. В частности, после того как в Россию увеличился поток мигрантов, в стране возросло количество заболеваний полиомиелитом, хотя ранее эта болезнь была у нас практически ликвидирована. Необходима вакцинация против ротавирусной инфекции, ветряной оспы,  папилломавирусной инфекции, которая является доказанной причиной ряда онкозаболеваний. Некоторые вакцины в скором времени будут введены в Национальный календарь прививок — Министерство здравоохранения активно работает в этом направлении, а педиатрическое сообщество полностью поддерживает эти изменения. В частных клиниках вакцинация от папилломавируса, ротавируса и ветряной оспы уже давно стала обычным явлением. Кстати, до недавнего времени считалось, что вакцинацию от папилломавирусной инфекции можно проводить только девочкам, однако выяснилось, что мальчиков тоже можно вакцинировать от этой болезни.

 

Многие опасаются российских вакцин, считая их некачественными.

Мнение, что отечественная продукция не может быть качественной, появилось во времена СССР. На самом деле российские вакцины ни в чем не уступают зарубежным аналогам, а некоторые, например наша вакцина от гриппа, успешно экспортируются за рубеж. Мнение о низком качестве вакцин может быть порождено ошибочной уверенностью, что прививка полностью предохраняет от любого инфекционного заболевания. Разумеется, нет: если человек, вакцинированный от гриппа, заболел вирусной инфекцией, это не значит, что вакцина оказалась плохой, просто она действует только на определенные штаммы вируса. Другое дело, что, проводя вакцинацию, мы снижаем риски осложнений, инвалидизации и летальных исходов.

 

Проходят ли детские вакцины клинические испытания?

Обязательно. В соответствии с нашим законодательством мы можем проводить клинические испытания, и ведутся они со строжайшим соблюдением всех законодательных норм, а главное, с информированного согласия родителей. Понятно, что для того, чтобы родители дали согласие, безопасность такого испытания должна быть абсолютно очевидной, и для этого нужно строгое научное обоснование. Допуск детей к лекарствам, не прошедшим специальные клинические испытания, у которых нет детских форм, определяется возможностью использовать их для лечения беременных женщин. Закон запрещает проводить клинические испытания на беременных, поэтому в отношении этого контингента пациентов существуют особые правила допуска. Так вот, если нет доказанного факта, что беременным можно пользоваться лекарством, дети до препарата тоже не допускаются.

 

Может быть, имеет смыл ввести закон об обязательной вакцинации, как, например, в Италии?

К любым формам обязательности я отношусь весьма сдержанно, так как запрет порождает противодействие. Мне кажется, что более действенным методом может стать агитационная работа с населением. Нужно, чтобы люди сами поняли, что отсутствие вакцинации намного опаснее, чем вероятность ее побочных реакций.

Мы не должны рекламировать лекарства, мы должны рекламировать здоровый образ жизни. Разумеется, эта агитация должна стать частью большой работы по формированию общей культуры здоровья, в которой важен баланс жизнедеятельности человека — полное равновесие его поведенческих норм, питания, физической активности. Здоровье — это соотношение психического, душевного и физического состояния, а значит, человек будет здоров, если он мотивирован на здоровье.

Надо отметить, что в этой мотивации очень важен аспект сексуального поведения, направленный на сохранение репродуктивного здоровья. Нация только тогда может считаться полноценной, когда люди способны воспроизводить здоровое потомство, поэтому заниматься сексуальным воспитанием ребенка нужно с самого начала периода полового созревания.

Особая роль в пропаганде здорового образа жизни должна быть отведена центрам здоровья, однако, прежде всего, необходимо сократить количество структур, выполняющих одни и те же задачи. Стратегия формирования здорового образа жизни предусматривает пересмотр всех профилактических учреждений в стране, и я думаю, что центры профилактики нужно организовывать на базе поликлиник, так как одно из главных направлений первичной медико-санитарной помощи – это профилактическая работа.

Еще один серьезный аспект профилактики — школьная медицина. Дело в том, что, несмотря на существование закона об образовании и закона об охране здоровья граждан, школьная медицина выпала из обоих законодательств и не попала ни под один их существующих законов. И это не дает возможности министерствам взять на себя ответственность за создание системы школьного здравоохранения.

На сегодняшний день организация работы по оказанию медицинской помощи в образовательных учреждениях предусматриваем в каждой школе наличие врача-гигиениста. После поручения президента был проведен мониторинг школ в стране, и было выяснено, что такой специалист встречается менее чем в трети образовательных учреждений. Более того, количество школ, имеющих профилактические кабинеты, едва достигает 56%, поэтому очень важна организация выпуска специалистов именно школьной направленности – бакалавра школьной медицины.

Они будут наблюдать за условиями, в которых учится ребенок, отслеживать даже такие параметры, как освещенность класса, доски или, например, форму парты, за которой сидит ученик. В настоящее время при отсутствии такого специалиста различными заболеваниями, связанными с нарушением гигиены в школе, страдают 60-80% детей. Впрочем, согласно последним исследованиям, здоровых детей в школах нет вообще. Действительно, дети мало двигаются, много сидят за уроками, времени на спорт у них практически не остается. Более того, некоторые из них уже не могут выдержать те физические нагрузки, которые предлагают им спортивные секции.

Еще один важный аспект школьной жизни — правильное питание. Зачастую дети просто не успевают получить горячую еду или завтракают на бегу, насколько позволяет время школьной перемены. Это очень серьезные вопросы, так как отсутствие физических нагрузок и нормального питания провоцирует риск возникновения нарушений в работе эндокринной системы, ожирения, диабета 2-го типа, который, как известно, катастрофически молодеет, приводящих в том числе к мужскому бесплодию. Во время призывных кампаний мы находим у молодых людей заболевания репродуктивной системы, которые вполне можно было избежать или исправить в детском возрасте. Так что необходимость в школьном враче-гигиенисте трудно переоценить.

В целом в формировании и сохранении здоровья ребенка должны участвовать и образование, и здравоохранение, и культура. Поэтому и закон «Об обеспечении здоровья детей», и указ об учреждении «Десятилетия детства», подписанный президентом Владимиром Путиным по инициативе Валентины Матвиенко, направлены на межведомственное решение проблем. Добавлю, что появление таких документов говорит о заинтересованности государства в здоровье нации и в будущем нашей страны, так что, думаю, в скором времени знаменитый лозунг «Все лучшее – детям» заработает в России в полную силу.

Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Загрузка...

Еще в категории Здравоохранение