Канадские ученые создали вымерший вид оспы

Канадские ученые создали вымерший вид оспы

Искоренение одной из самых смертельных болезней в истории человечества – оспы – заняло века и стоило миллиарды долларов, а возвращение болезни возможно усилиями небольшой группы ученых и около $100 тыс., говорится в статье в журнале Science.

Группа ученых из Университета Альберты в Эдмонтоне (Канада) во главе с вирусологом Дэвидом Эвансом провела в прошлом году необычный эксперимент, результаты которого еще не опубликованы. Ученые синтезировали в лаборатории вирус лошадиной оспы, не опасный для человека, из генетических материалов и других «исходников», заказанных по почте, сообщает журнал. Технология, использованная Эвансом, может привести к воссозданию и более опасного вируса, который считается искоренным с 1980 года.

Эта работа вызвала неоднозначную реакцию научного сообщества и может возобновить споры о том, следует ли уничтожить два последних известных тайника вариолы. После ликвидации болезни в 1980 году лаборатории во всем мире согласились уничтожить оставшиеся образцы оспы или отправить их в Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) в Атланте и в Российский научно-исследовательский институт вирусных препаратов в Москве. Российские образцы позже были переведены в Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии в Новосибирске. Некоторые ученые считают, что изучение этого вируса поможет миру подготовиться к будущим вспышкам.

Сам Эванс признает, что это исследование можно использовать как во благо, также и во вред: технология позволяет создавать и эффективное биологическое оружие, но «реальность такова, что риск всегда был». Исследователи предположили, что в один прекрасный день можно будет синтезировать поксвирусы, поскольку вирусологи собрали гораздо меньший полиовирус с нуля в 2002 году. Эванс надеется, что его работа поможет в разработке более эффективных вакцин, методов управления вирусами, а возможно, и лекарства от рака. Фармкомпания Tonix, базирующаяся в Нью-Йорке, с которой сотрудничал Эванс, надеется использовать лошадиный вирус для усовершенствования вакцины против оспы человека. Существующая вакцина вызывают серьезные побочные эффекты у некоторых людей. По словам Эванса, синтез поксвируса, к примеру, может помочь в разработке вирусов, которые могут убивать опухоли. Ученый считает, что, конечно же, необходимо всегда помнить о «двойном назначении» подобных исследований, но при этом нужно «использовать невероятную силу этого подхода» в борьбе с опасными заболеваниями.