Российские ученые нашли ошибку в основе современной молекулярной биологии

Российские ученые нашли ошибку в основе современной молекулярной биологии

Биологи из России провели исследование, которое доказывает, что “главная догма” молекулярной биологии неверно описывает жизнь клеток.

В их открытие коллеги сначала не поверили, и пришлось предоставить дополнительные доказательства. Как сообщает РИА “Новости”, работа ученых Института биоорганической химии РАН опубликована в журнале Scientific Reports. Российским специалистам удалось выяснить, что основа сегодняшней молекулярной биологии содержит ошибку.

Согласно “главной догме” молекулярной биологии, передача информации в биологических системах носит универсальный и односторонний характер. ДНК всех живых организмов управляет формой белков и РНК. Белки не могут менять структуру РНК и ДНК. РНК, в отличие от ДНК, может управлять формой белков. Позднее выяснилось, что принцип работы клеток человека и других многоклеточных существ сложнее, чем описывает изначальная догма: гены человека могут содержать в себе “инструкции” по синтезу сразу нескольких белковых молекул. После того как ядро клетки считывает ДНК и формирует молекулу РНК, эта РНК может быть изменена несколькими способами с удалением тех или иных частей. Это так называемый “альтернативный слайсинг”.

Ученые Института биоорганической химии изучали процесс альтернативного слайсинга на примере клеток мхов Physcomitrella patens. Изначально ставилась задача выяснить, какие функции могут исполнять альтернативные версии белков, “инструкции” по сборке которых содержат гены мха. Для этого мох подвергали воздействию стрессовых факторов, таких как ограничение света, нутриентов и воды. Оказалось, что альтернативный сплайсинг влиял на поведение клеток не так сильно, как это описано догмой. Изменения в РНК не так значительно влияли на белки клетки, как это предполагалось в начале исследования. Таким образом, получается, что цепочка “ДНК-РНК-белок” нарушилась, потому что изменения в ДНК и РНК почти не повлияли на работу белка.

Рецензенты статьи и редакторы Scientific Reports не поверили в открытие российских ученых, предположив, что могла быть ошибка при проведении масс-спектрометрического анализа. Российские специалисты в доказательство построили компьютерную модель эксперимента, которая показала, что согласно догме клетки должны были содержать в себе в десятки раз больше разных “версий” белков.