Госпитальные закупки выросли с начала года почти на 5%
Connect with us

Бизнес

Госпитальные закупки выросли с начала года почти на 5%

По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для нужд ЛПУ в первом квартале 2017 года было приобретено 203,9 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму 45,9 млрд рублей.

 «По сравнению с объемом закупок в первые 3 месяца 2016 года, в аналогичном периоде текущего года на закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 4,6% больше бюджетных средств, в результате чего объем закупленных упаковок возрос на 4,9%», – отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. –  Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата, закупаемого для нужд ЛПУ, в январе-марте 2017 года составила 255 рублей, что на 0,3% меньше, чем в первом квартале 2016 года. Это говорит о небольшой тенденции к снижению средневзвешенной стоимости одной упаковки лекарственных средств: 14 брендов из ТОП-20 показали уменьшение цены. Максимальное снижение показал бренд «Рибомустин»: в 2017 году цена была на 35,6% ниже, чем в первом квартале 2016 года».

Традиционно доля отечественных препаратов в натуральном выражении значительно выше, чем в стоимостном. Нельзя оставить незамеченным значительное изменение структуры закупок: в первый квартал 2016 года на долю российских лекарственных препаратов приходилось 77% приобретенных упаковок, в аналогичном периоде 2017 года на 4,6% меньше – 72,4%. При этом это сопровождалось укреплением позиции отечественных препаратов в стоимостном выражении: 34,1% в первые 3 месяца 2017 года против 33% в январе-марте 2016 года. Основной вклад в такой рост закупок российских лекарственных препаратов в рублях в 2017 году внесли препараты «Новотакс» (продажи бренда в 1 квартале 2017 года выросли на 160,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), «Диаскинтест» (+132,1%), «Таксакад» (+119,4%), «Викейра Пак» (118,7%). Также в 2017 году в закупки был включен бренд «Гертикад» (за 3 месяца продажи составили 353,8 млн. рублей). Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых трех месяцев 2017 года составила 537 рублей, что на 18,3% меньше, чем в первом квартале 2016 года. Несмотря на рост цены российских лекарственных препаратов на 9,7%, она все равно значительно отстает (более, чем в 5 раз) от стоимости на зарубежные ЛП и составляет около 106 рублей за одну упаковку.

Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 года и продолжилась в 2017 году, стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли генериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 38,2% в первом квартале 2016 года до 35,7% в 2017 году. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 5,7% от всех закупаемых лекарственных препаратов, что на 1,6% больше, чем в январе-марте 2016 года.

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 1 квартал 2017 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему является группа J: «Противомикробные препараты для системного использования».

Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объема продаж стала наименее востребованная группа P: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» (+75,9%). Максимальные потери были отмечены у группы J: «Противомикробные препараты для системного использования» (-10,3%).

В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого уровня В: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 30,4%: за 1 квартал 2017 года было закуплено 62,0 миллиона упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках почти по всем группам АТС наблюдается увеличение объемов закупок. Наибольший рост был отмечен у группы P: «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты»: +170,5%. Максимальное падение наблюдалось у препаратов группы B: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь»: -15,8%

Рейтинг производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются «Биокад» и «Верофарм», которые по итогам закупок 1 квартала 2017 года заняли 3 и 9 строчки соответственно. Первое место в рейтинге уже несколько периодов занимает компания Pfizer, хотя в 2017 году госпитальные закупки препаратов данной компании снизились на 18,2% в рублях. Наиболее ярко проявила себя отечественная компания «Биокад», которая поднялась с 18 места на третье всего за год. Закупки средств данного производителя увеличились на 135%. Немалую роль в этом сыграли такие бренды, как «Новотакс» (+160,1%), «Таксакад» (+119,4%), а также препарат «Гертикад», который не участвовал в закупках в 1 квартале 2016 года.

На первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему закупок в 1 квартале 2017 года вернулся препарат «Натрия хлорид», который занял 2,8% рынка. Данный бренд производится 41 компанией.

Лидером первых трех месяцев 2016 года был бренд «Превенар», который из-за значительного падения объема в стоимостном выражении (-36,0%), опустился на одну строчку вниз. В упаковках также наблюдается сокращение объема закупок этого препарата на 34,9%. В результате сложившейся ситуации закупочная цена одной упаковки снизилась на 1,7% и составила около 1219 рублей. Доля рынка данного бренда в 1 квартале 2017 года составила 2,3% в стоимостном выражении.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in Бизнес