По итогам 2016 года в аптеках России было продано 160 млн упаковок косметических средств. Это на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В рублевом эквиваленте (в ценах закупки аптек) российский рынок аптечной косметики за 2016 год составил 30,3 млрд руб. В розничных ценах объем около 41 млрд руб.
По итогам 2016 года в аптеках России продавались около 1500 различных брендов косметики, с учетом назначения, упаковки более 13,5 тыс. наименований. Кризисные явления в российской экономике, начавшиеся во второй половине 2014 года, к 2015 году стали оказывать все большее влияние на продажи аптечной косметики. Замедление покупательской активности, вызванное снижением доходов населения, а также рост цен почти на все марки привели к тому, что впервые за последние пять лет потребление в данном сегменте сократилось в рублях. 2016 год компенсировал потери «кризисного» для аптечной косметики года, продажи продемонстрировали существенный рост +20%. Несмотря на прирост данного сегмента и в упаковках +7%, результаты нельзя назвать особо выдающимися. Если сравнивать объем с 2013 годом, то он на 25% ниже.
Структура продаж аптечной косметики
Разнообразие косметики, реализуемой в аптеке, заставило компанию DSM Group в свое время провести анализ всех позиций и предложить свою классификацию данной группы товаров. В настоящее время можно выделить три больших подгруппы аптечной косметики:
Активная (лечебная) косметика применяется для лечения и профилактики определенных заболеваний, содержит различные биологически активные вещества. К лечебной косметике относятся марки «Софья» (кремы и бальзамы), кремы «Боро плюс» и др.
Косметика mass market – косметика, предназначенная для ухода за кожей, волосами и ногтями. Продается не только в аптечных учреждениях, но и в других торговых точках. Как правило, в такой косметике нет селективных средств, которые избавляют от определенной проблемы, например, акне. К косметике mass market относится продукция таких производителей как, например, Garnier, Nivea.
Селективная (премиум и люкс-класс) косметика – косметика, которая характеризуется наличием узкоспециализированных линеек, четко разделенных между собой и предназначенных для определенных состояний кожи или волос. Реализуется преимущественно через аптечные учреждения. Для примера, производителем селективной косметики является Vichy, Avene, Uriage и др.
Селективная косметика
Продажи селективной косметики по итогам 2016 года выросли на 36% в рублях и 31% в упаковках. При этом динамика уровня спроса на входящие в данную категорию марки была довольно разнообразной.
ТОП-10 брендов селективной аптечной косметики
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 2016 г. |
Прирост 2016 г./ 2015 г. |
1 |
0 |
VICHY |
28,0% |
12,1% |
2 |
1 |
LIBREDERM |
22,2% |
145,2% |
3 |
-1 |
LA ROCHE-POSAY |
22,2% |
45,8% |
4 |
0 |
AVENE |
6,6% |
25,8% |
5 |
0 |
BIODERMA |
5,5% |
10,3% |
6 |
0 |
URIAGE |
3,4% |
-3,8% |
7 |
0 |
LIERAC |
2,8% |
2,4% |
8 |
0 |
FILORGA |
1,9% |
23,3% |
9 |
0 |
KLORANE |
1,6% |
3,8% |
10 |
3 |
TOPICREM |
1,3% |
102,0% |
Лечебная косметика
В 2016 году количество реализованных через аптеки страны упаковок лечебной косметики выросло всего на 2%, в рублях за счет роста цены наблюдался увеличение объема на 11%.
ТОП-10 брендов лечебной аптечной косметики
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 2016 г. |
Прирост 2016 г./ 2015 г. |
1 |
0 |
ЛОШАДИНАЯ СИЛА |
7,8% |
20,1% |
2 |
4 |
АЛЕРАНА |
3,3% |
24,3% |
3 |
1 |
LACTACYD |
3,1% |
3,3% |
4 |
3 |
EMOLIUM |
2,9% |
18,5% |
5 |
-2 |
DRY DRY |
2,8% |
-7,8% |
6 |
-1 |
СОФЬЯ |
2,6% |
-3,8% |
7 |
-5 |
МИКОЗАН |
2,3% |
-35,1% |
8 |
5 |
БОРО ПЛЮС |
2,1% |
46,7% |
9 |
2 |
911 |
1,9% |
4,8% |
10 |
-2 |
MUSTELA |
1,8% |
-15,0% |
Масс-маркет косметика
Совокупные продажи масс-маркет косметики в 2016 году выросли в рублях на 15% (в упаковках за то же период было зафиксировано увеличение продаж на 7%).
ТОП-10 брендов масс-маркет аптечной косметики
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 2016 г. |
Прирост 2016 г./ 2015 г. |
1 |
0 |
JOHNSONS BABY |
11,3% |
23,5% |
2 |
1 |
CONTEX |
6,6% |
45,7% |
3 |
1 |
SICO |
6,2% |
38,9% |
4 |
4 |
КОРА |
4,7% |
57,7% |
5 |
-3 |
NIVEA |
4,3% |
-8,1% |
6 |
0 |
УМНАЯ ЭМАЛЬ |
4,0% |
17,2% |
7 |
0 |
NEUTROGENA НОРВЕЖСКАЯ ФОРМУЛА |
3,4% |
6,8% |
8 |
2 |
DUREX |
3,3% |
42,0% |
9 |
4 |
МОЕ СОЛНЫШКО |
2,8% |
37,6% |
10 |
2 |
ФЛОРЕСАН |
2,8% |
27,7% |
Источник: DSM Group
You must be logged in to post a comment Login