Арбидол осваивает международное научное пространство
Connect with us

В мире

Арбидол осваивает международное научное пространство

Ученые часто повторяют: «Нет российской науки, но есть международная». Медицинской науке такой подход наиболее близок, так как она помогает лечить людей, и не важно, в какой точке мира находится пациент. Прошедший в октябре в Москве XXVI Национальный конгресс по болезням органов дыхания – стал одной из площадок, где встретились ученые и доктора из разных стран мира, чтобы поделиться опытом, рассказать о новых исследованиях. Впервые на конгресс приехал известный американский вирусолог, доктор наук Вашингтонского университета профессор Стив Поляк. Он выступил на симпозиуме с международным участием «Вирусная угроза в современном мире: меры противодействия».

В самое сердце вируса

Его работа – яркое свидетельство того, что научные разработки и лекарства не имеют национальности. На симпозиуме он рассказал о своем опыте исследования российской молекулы – умифеновира (ТН Арбидол). Стив Поляк много лет изучает действие противовирусных препаратов на особо опасные инфекции мира. Одним из препаратов, попавших в зону его внимания, стал и Арбидол.

На симпозиуме он пояснил: лекарство его заинтересовало своим прямым противовирусным воздействием, способностью блокировать репликацию вируса гриппа. Ссылаясь на результаты клинических исследований, международных публикаций, он отметил, что при терапии Арбидолом длительность госпитализации, течение заболеваний и продолжительность лихорадки при терапии Арбидолом достоверно снижается.

В своей лаборатории, а также в ряде международных центров, Поляк провел эксперименты по воздействию препарата на вирусы, которые ранее не попадали в поле зрения исследователей Арбидола. В частности, в опытах in vivo на животных Арбидол показал активность против респираторно-синцитиального вируса, риновируса, вируса Коксаки, хантавируса, вируса Чикунгунья, вируса гепатитов В и С.

В медицинском отделении Техасского университета в Галвестоне Арбидол был протестирован на активность в отношении вируса Эбола. В итоге было доказано, что на уровне клеточной культуры in vitro Арбидол способен блокировать вирус лихорадки Эбола. Еще одно открытие. В ходе испытаний выяснилось, что молекула блокирует вирус герпеса человека восьмого типа, вызывающий саркому Капоши у ВИЧ-инфицированных больных. Эксперименты по изучению воздействия Арбидола на вирус Зика, проведенные под руководством профессора Поляка, показали, что препарат ингибирует гликопротеины практически у всех экземпляров вируса, привезенных из Панамы, Мексики, Бразилии и Камбоджи. Такое разнообразие действия Арбидола обусловлено его способностью атаковать не клетку, а сам вирус, сделал вывод Стив Поляк.

Безграничная жизнь

Стив Поляк, конечно, не единственный ученый, заинтересовавшийся русской молекулой. Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний США включил препарат в свою антискрининговую программу. Это значит, что при выявлении нового заболевания, пандемии или вспышки вирусных инфекций, которые ранее считались не особо опасными, на заболевших будет проверяться и молекула Арбидола. Аналогичные исследования уже были проведены в отношении вирусов, вызывающие геморрагические лихорадки, вируса Эбола, Зика, гепатита B. Арбидол изучал также вирусолог, профессор National Institute for Medical Research (Лондон) Алан Хей.

Исследования препарата, которые проводятся в России, также не изолированы от международной науки. Заведующая лабораторией экспериментальной вирусологии НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАН профессор Ирина Ленева в соавторстве с коллегами публиковала результаты исследований в авторитетном английском Journal of Infection, являющимся официальным изданием Британской ассоциации инфекционистов.

Публикация действительно стоила внимания мировой научной общественности. Испытания, проводимые Ириной Леневой, показали, что высокую чувствительность к Арбидолу имеют 36 штаммов, 24 из которых принадлежали вирусу гриппа H1N1. В исследовании участвовали 1462 пациентов, 170 из которых имели подтвержденный грипп H1N1. Его результат свидетельствует, что терапия препаратами прямого противовирусного воздействия в течение первых 48 часов после начала инфекции достоверно снижает длительность заболевания и выраженность симптоматики. Кроме того, Арбидол эффективен не только при лечении гриппа, но и при терапии его осложнений, среди которых ведущую роль играет пневмония. Результаты исследования показали, что Арбидол снижает риск развития пневмонии при гриппе на 98%.

Тяжело в бою

Несмотря на очевидное преимущество препаратов прямого противовирусного воздействия, в том числе признанных международными экспертами, их рынок в настоящее время составляет лишь одну пятую среди средств, используемых при лечении вирусных заболеваний, сетует главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава России профессор Ирина Шестакова. Больший сегмент продаж приходится на имунномодуляторы и гомеопатические средства.

Кроме того, отметила Шестакова, уровень применения противовирусных препаратов на догоспитальном уровне также недопустимо занижен. 38% больных гриппом и ОРВИ не получали вообще никакого лечения, 39% — только симптоматическую терапию. Лишь после поступления в стационар картина кардинально меняется, и терапия препаратами прямого противовирусного действия достигает 73%.

Такая разница объясняется, прежде всего, разным подходом к лечению медработников стационаров и амбулаторно-поликлинического звена, пояснила Ирина Шестакова. Пациентов, больных вирусными заболеваниями, в частности, гриппом, обслуживают не столько инфекционисты, сколько обычные терапевты и педиатры, которые иногда не знают о необходимости раннего применения противовирусных препаратов.

Другая проблема состоит в позднем обращении самих пациентов. «Больные обращаются, либо при сохранении высокой температуры в течение нескольких дней, либо при возникновении осложнений и побочных симптомов, упуская, таким образом, необходимее время», — пояснила главный инфекционист России. Кроме того, лечение назначенными препаратами на амбулаторном уровне на сегодняшний день никем не проверяется, и пациент имеет право приобрести другое лекарство по своему усмотрению. Наконец, серьезной проблемой является субъективизм и консерватизм врачей, не желающих менять порядок лечения, несмотря на смену терапевтических парадигм.

«Если бы мы работали в условиях максимально стандартизированной медицины и за назначение неэффективного препарата, вызвавшего осложнения, врач нес бы прямую ответственность, мы бы увидели совершенно другую картину лечения вирусных инфекций уже на уровне первичного звена», — заключила Шестакова.

Анализ данных официальной статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показал, что ежегодная смертность от инфекционных болезней составляет свыше 13 млн чел., причем каждый час в мире от инфекций погибают 1500 человек, более половина из которых — дети младше 5 лет. В целом, детская смертность от инфекций достигает 63% всех смертей в этом возрасте. Особенный урон европейским странам и, в частности, России наносят эпидемии гриппа, который по данным ВОЗ ежегодно поражают до 5 млн чел., причем до 500 тыс. заболеваний оканчиваются смертельным исходом.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

еще in В мире